Под дверью процедурного кабинета Адыгейского республиканского Центра профилактики СПИДа всегда людно: сдавать тест на ВИЧ приходят будущие и настоящие учителя, медсёстры и врачи, банковские сотрудники и продавцы, молодые мамаши.
Прошу слова!
1 декабря отмечался Всемирный день борьбы со СПИДом.
«Каждый раз слышу - нам не надо, мы не такие. А какие? К нам в Центр целенаправленно, по собственной инициативе пришли только около 100 человек, чтобы анонимно пройти бесплатный тест на ВИЧ», - рассказала главный врач Адыгейского республиканского Центра профилактики СПИДа Людмила Мартьянова.
Между тем заболеваемость ВИЧ растёт в стране с угрожающей быстротой. Медики бьют тревогу - по данным Центра СПИДа Адыгеи, за 10 месяцев этого года зафиксировано 76 новых случаев среди жителей республики, несколько случаев ВИЧ-инфекции - у граждан Украины, Узбекистана, Армении, которые прибывают в Адыгею. На 1 ноября в республиканском Центре стоит на учёте 495 человек с диагнозом ВИЧ-инфекция, шесть из них - дети, рождённые от инфицированных матерей.
Как показывает практика, официальные данные можно смело умножать минимум на два, так как болезнь долго протекает бессимптомно, поэтому множество людей даже не подозревают, что уже заражены.
Ещё в мае глава Федерального центра по борьбе со СПИДом, академик Вадим ПОКРОВСКИЙ заявил о настоящей национальной катастрофе - в большинстве стран мира эпидемия ВИЧ пошла на спад, а в России, наоборот, набирает обороты. Академик предупредил, что к концу этого года в стране может быть зарегистрирован 1 млн инфицированных (включая умерших от СПИДа), а через два-три года эта цифра удвоится.
Через несколько дней правительство поручило Минздраву РФ разработать национальную стратегию по борьбе с ВИЧ.
Как относятся к больным
«С 1983 года каждый первый день зимы мир погружается в скорбь. Если бы он помнил о жертвах СПИДа и ВИЧ круглогодично, может, тогда бы их стало меньше. С первого случая заражения вирусом СПИДа, который зарегистрировали в Адыгее в 1997 году, только фиксированных случаев заражения ВИЧ - более 700. За это время по разным причинам умерли 152 наших пациента, двое погибших так и не успели встать на учёт. В этом году от ВИЧ-инфекции умерли 11 человек, всем ещё не было и 40 лет», - привела печальную статистику Л. Мартьянова.
Какова неофициальная статистика, не знает никто.
При этом редко кто из жителей Адыгеи в этот день цепляет на лацкан пиджака красную ленточку, которую во всём мире называют символом солидарности, протеста и надежды. Мы боимся тех, кого называют ВИЧ-инфицированными.
Медики утверждают: на Кавказе существует дискриминация больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных. В обществе эти болезни считаются неприличными. При этом в группе риска в Адыгее находится всё репродуктивное женское население - от 15 до 45 лет.
По словам 25-летней инфицированной женщины, она заразилась от мужа-наркомана.
«Я не сделала ничего плохого, но мне приходится скрывать свой статус. Если мои знакомые и друзья узнают правду, никто не захочет не то что заговорить, но и поздороваться. Кто я, как ни жертва? Только где у общества терпимость к таким, как я?» - спрашивает она.
Бес в ребро
Стоит обратить внимание на возраст заболевших ВИЧ-инфекцией. Парадокс, но подростки среди них составляют минимум. Видимо, пропаганда борьбы со СПИДом и ВИЧ, которую в школах и вузах развернули медики, дала свои результаты. Теперь в группе риска оказались не дети, а их родители.
Среди новых случаев ВИЧ-инфекции, зафиксированных в Адыгее, 55% - это мужчины в возрасте 30-39 лет, 16% - люди 40-49 лет. При этом многие из пациентов, получив положительный результат на ВИЧ, искренне недоумевают: как мог здоровый секс привести к неизлечимой болезни?
Не потому ли о своей болезни люди узнают спустя годы после заражения. ВИЧ обнаруживается при обследованиях женщин перед планируемой беременностью или во время неё, что иногда становится причиной распада семей. К слову, основной путь передачи инфекции в Адыгее - не шприцы и иглы наркоманов, как было в 90-е, а беспорядочные половые связи.
Но медики Центра по борьбе со СПИДом не удивлены. Причины - на поверхности: пошатнулись нравственные устои общества, под грозой институт семьи.
«Среди наших пациентов только в первые годы были люди в возрасте 20 лет и старше. Сейчас наши пациенты - люди до 45 лет. Молодым в школах и вузах говорят об опасности СПИДа, а взрослый человек слышать об этом не хочет», - утверждают врачи Центра.
По словам Людмилы Мартьяновой, если раньше на предприятиях были обязательными профилактические беседы медиков и распространение наглядного материала, то сейчас до взрослых не достучаться.
Люди узнают о своём заболевании зачастую случайно, придя сдавать требуемый на работе обязательный тест на ВИЧ. Но даже узнав о грозящей опасности, многие отказываются от лечения.
Хотя в Адыгее существует специальная программа, по ней сегодня антиретровирусную терапию - комплексное лечение, которое тормозит процесс разрушения иммунной системы, - проходят лишь 126 жителей Адыгеи. Сложившаяся в Адыгее ситуация требует кардинальных мер и поддержки на всех уровнях власти.
Неплохо было бы в рамках новой государственной стратегии возродить опыт 80-х годов, когда при ЗАГСах Адыгеи существовали «Клубы молодых семей», которые будущие молодожёны обязаны были посещать. Там с ними проводили занятия психологи, акушеры-гинекологи, сотрудники республиканского Центра по борьбе со СПИДом, юристы.