Человек стремительный во всём, он всегда предпочитал небо земле. Всю войну Валентин Жуков прошёл механиком 2-й авиаэскадрильи 765-го штурмового авиационного Варшавского ордена Суворова полка, освобождал Кавказ и Варшаву, брал Берлин, а конец Великой Отечественной войны встретил в немецком городке Штраусберге.
Не считали себя героями
Он родился 18 апреля 1924 г. в Майкопе и всегда мечтал летать. А в сентябре 41-го 17-летним студентом лесопромышленного техникума с площади Ленина ушёл добровольцем. Но не на фронт, а в Астраханскую авиашколу механиков.
Вспоминая училище, он рассказывает, что помещение авиашколы не отапливалось - холод был такой, что подушки примерзали к койкам. Но желание поскорее попасть на фронт было сильнее.
Испытательный срок, свою учебную практику, курсанты авиашколы проходили прямо на фронте. В самолётах ИЛ-2, чтобы не занимать место воздушного стрелка, механики размещались в отсеках для бомб. Из 100 ребят, посланных на Южный фронт из авиашколы, назад вернулись только 17. В боях за Кавказ его самолёт был сбит, а авиамеханик Жуков получил контузию. Но, несмотря на ранение, в госпитале отлёживаться не стал и вернулся в строй.
- Морозы стояли до 40 градусов, а самолёт должен быть полностью готов за несколько минут. Чтобы руки не замерзали во время осмотра и ремонта, я шёл на кухню и выливал на них крутой кипяток. Боль была не важна, я её не чувствовал. Важно было, чтобы самолёт был готов вовремя, - рассказывает В. Жуков.
По его словам, самолёт и залатать можно, главное на войне, чтобы экипаж остался цел. А это были удивительные люди!
В том же полку, но в третьей эскадрилье служила его землячка из Адыгеи - легендарный и бесстрашный воздушный стрелок Лёля Богузокова. Несколько раз Валентин Жуков провожал её самолёт в бой.
- Вы вдумайтесь, что значило быть на войне воздушным стрелком! Лёля сидела в самолёте лицом назад, у неё один пулемёт, а она должна отражать атаки двух-трёх мессеров, у каждого из которых по пушке и по два пулемёта. И Лёля, женщина, не струсила ни разу! Каждый свой вылет, наравне с мужиками, она рисковала жизнью. И осталась жива, совершив 20 успешных вылетов и выиграв пять воздушных боёв с немецкими истребителями. Умерла Лёля Богузокова после войны от рака. Но мы все сегодня живём в том числе за счёт её бесстрашия и храбрости. И нельзя нам об этом забывать, - уверен В. Жуков.
История «Погроминского колхозника»
По словам ветерана, на бортах самолётов 2-й разведывательной эскадрильи, где воевал Жуков, было написано «Погроминский колхозник». Во время войны жители села Погромное Оренбургской области, беженцы из Украины и Белоруссии, репрессированные на поселении, несмотря на тяготы жизни, собрали деньги на покупку 12 самолётов с фотоаппаратами на четырёх из них.
- Недавно вместе с директором Ханской библиотеки Евгенией Лупашко и журналистом Александром Данильченко мы нашли в селе Погромное колхозников, собиравших деньги на наши самолёты. Они ещё живы. И я очень хочу встретить День Победы в этом селе вместе с ними, - рассказал В. Жуков.
Из боевой характеристики командира 765-го штурмового авиаполка 197-й штурмовой авиадивизии: «Механик 2-й авиа-эскадрильи старшина Жуков Валентин Денисович за время участия в Отечественной войне на самолёте ИЛ-2 обслужил 100 боевых самолёто-вылетов. 15 апреля 1945 г. самолёт из-за повреждения мотора противником сел на вынужденную посадку вне аэродрома. Тов. Жуков своим самоотверженным трудом один работал день и ночь, за два дня восстановил самолёт с постановкой мотора, чем дал поддержку нашим наступательным частям добить врага в Берлинской операции...».
Когда экипажу истребителя не хватало воздушного стрелка, Валентин Жуков бесстрашно занимал в самолёте его место.
Вечный двигатель
На войне не было второстепенных специальностей, все были главными - и до, и после победы.
Он встретил победу в предместье Берлина, в городке Штраусберг.
- Было это 7 мая. Мы как раз ужинали, когда на улице раздалась стрельба и крики «Ура!». Мы рванули на аэродром и там узнали о победе. А уже на следующий день о победе в Великой Отечественной объявили официально, - рассказал В. Жуков.
Но для него война закончилась не в мае. В июле 1945 г. на аэродроме «Альтес-Лагерь» Валентин Жуков встречал самолёты участников Потсдамской конференции, лидеров «большой тройки» - СССР, США и Великобритании. Авиа-механик Жуков обеспечивал функциональность аэродрома и безопасность самолётов и людей.
После войны Валентин Жуков профессию военного не оставил. И тогда, и сейчас он остаётся активным и жизнелюбивым человеком.
- Мы долгие годы сотрудничаем с Валентином Денисовичем. Когда он берётся за дело, можно быть спокойным: выполнит. Даже в свои 95 подполковник Жуков остаётся большим оптимистом. Готовый прийти на помощь, он и нам не позволяет крылья опускать, - рассказала научный сотрудник Национального музея Адыгеи Надежда Бурмистрова.
Он активно помогает школьным поисковым отрядам, является участником многих патриотических акций, организатором нескольких велопробегов. В мае прошлого года Валентин Жуков возглавил велопробег по станице Ханской, где сейчас живёт. В колонне с портретами своих родственников, погибших в годы войны, ехало более 60 велосипедистов, среди которых были юные спортсмены республиканской школы олимпийского резерва по велоспорту, друзья фронтовика - члены клуба
«ВЕЛО-Майкоп».
А в преддверии майских праздников и Дня Победы вместе со школьниками Валентин Жуков проехал по станице Ханской на велосипеде 10 км.