«Маску скорби» скульптор называл своим гражданским долгом

   
   

В работе по возведению памятника принимал участие наш земляк, в 90-е годы -  генеральный директор объединения «Магаданстройиндустрия» Георгий Вавилов.

Невинным жертвам - от потомков

- «Маску скорби» начали возводить в 1991 году.  Эрнст Неизвестный, творчество которого было известно  во всем мире, профессор колумбийского университета,  сразу же откликнулся на предложение принять участие в создании мемориала. Он  приехал из Америки в Магадан с уже готовыми эскизами.  Перед началом работы скульптор сказал: «Замысел мемориала возник у меня еще в дохрущевские времена, а теперь появилась возможность его реализовать. Это будет памятник всем невинно репрессированным», - вспоминает Георгий Фадеевич.

 

Неизвестный был убежден: памятник должен стоять именно в Магадане. Потому что в сталинские времена отсюда, с магаданского перевалочного пункта «Транзитка», заключенных отправляли в лагеря Колымы и ГУЛАга. Хотя к 1991 году в Магаданской области осталось только 2 лагерные зоны - города Магадан и Сусуман.

 

- Известный скульптор оказался простым в общении. Мог и рюмку пригубить, и побеседовать задушевно. Но пустых разговоров не любил. О себе почти не рассказывал. С головой ушел в работу над мемориалом. Из Америки он привез уже готовые эскизы памятника. Хотел, чтобы «Маску скорби» видно было издалека, - подчеркнул Георгий Федеевич. 

   
   

 

Покаяние и память

Почти 30-метровая «Маска скорби» - довольно сложное сооружение. Внутри её автор разместил две комнатки - имитации забоя и тюремной камеры-одиночки с рваной телогрейкой, нарами, столом и керосинкой.

 

Человек, войдя в камеру, может поставить свечу в память о жертвах тоталитарного режима. Затем - спуск к кресту, который символизирует путь к очищению. Памятник занимает площадь 12 на 12 метров. На площади перед маской расположены 11 бетонных блоков с выбитыми на них названиями самых страшных лагерей Колымы.

 

- Я работал со скульптором не так много, в основном, занимался изготовлением технологической оснастки, проработкой всех деталей памятника. Из Магадана   уехал в 1992 году. Но до сих пор помню, с каким уважением относились к строительству памятника люди, жившие там. Для многих «Маска скорби» стала частью истории семьи. Перед отъездом из Магадана я попросил Эрнста Иосифовича сделать на память несколько эскизов. Он схватил черный фломастер и в течение 3 минут зарисовал на листе бумаги несколько фрагментов мемориала. Я до сих пор храню этот лист, как реликвию, - рассказал Георгий Фадеевич.

 

А 12 июня 1996 года на сопке Крутой состоялось торжественное открытие мемориала памяти жертв массовых репрессий 1930-50-х годов. Каждый год к «Маске скорби» приезжают россияне, жители ближнего и дальнего зарубежья, семьи которых пережили репрессии. Сегодня трудно представить Магадан без этого скорбного памятника: лица человека с навечно застывшими слезами.

 

 

Смотрите также: