Майкоп, 23 января - АиФ-Адыгея. Эту хрупкую женщину не представляешь со шваброй в руках. А она умеет ещё кирпич класть, штукатурить и шпаклевать.
Именной праздник
- Татьянин день не за горами. Отмечаете его? И есть ли связь между именем и судьбой?
- Мне о Татьянином дне не дают забыть родные и друзья. 25 января отмечаем как второй день рождения. За таким же праздничным столом, с пожеланиями счастья и любви. Насколько я знаю, есть два происхождения моего имени. От латинского «Татиус», так звали сабинского царя - предводителя одного из племён, жившего на холмах Рима.
По другой версии, имя Татьяна древнегреческое - его дают повелительницам, сильным женщинам. Хотя меня дед назвал в честь олимпийской чемпионки по лёгкой атлетике 1976 года Татьяны Казанкиной. Так что я по жизни победительница. К слову, я потом всерьёз увлекалась этим видом спорта. Я верю в связь имени, числа рождения и судьбы.
- Ваше детство и юность прошли в Махачкале. Как вы там оказались?
- Мой прадед был известным ветеринаром. После революции они были раскулачены и высланы в Махачкалу. С тех пор мы там жили. Меня всегда учили: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. У горцев считалось позором, если женщина курила, ругалась, а юбка до колен была пошлостью и вызовом. Такую могли без лишних слов посадить в машину и украсть совсем не в качестве невесты. Так что я всё детство проходила в длинной юбке и с длинной косой. Мы уехали из Махачкалы только в 1993 году, когда начались конфликты на национальной почве. Но я до сих пор уверена: нельзя бросать вызов традициям народа, среди которого живёшь.
- А как же тогда кавказские свадьбы с выстрелами посреди Москвы и хиджабы в школах Ставрополья?
- А вы думаете, на русских свадьбах стреляют меньше? Я вообще против того, чтобы на свадьбе раздавались выстрелы. Я верю, что мысль материальна. Нельзя даже думать о выстрелах. И свадьбу - светлое торжество - не стоит омрачать пальбой. Достаточно салютов. А хиджабы - лишнее. В Махачкале никогда не носили хиджабов. А сейчас идёт насильная арабизация. Не только России, но и всего мира. А насилие и вера несовместимы. Бог должен быть в душе человека. Вера не зависит от тяжести и величины золотого креста и количества платков на голове. Кстати, нательный крестик православных маленький, его не принято показывать посторонним. Мне смешно глядеть на неподъёмные кресты Стаса Михайлова, выступающего в Кремле и хиджабы на улицах Майкопа. Вера - вещь сугубо личная, не для публики.
Без светского рыка
- Сейчас много говорят о конце света. Что подсказывает актёрское чутьё?
- Конец света у нас уже наступил. Наступил в наших головах, когда главным мерилом жизни стали деньги, когда престиж важней таланта. Когда женщин стали называть «тёлками», а мужчин оценивают по толщине кошелька.
- После Махачкалы вы жили в деревне. Как вам сельские будни?
- В семнадцать с половиной лет я первый раз вышла замуж. Моей свекрови не приходилось за меня краснеть. Городской человек, я научилась доить коров, каждое утро - по ведру молока, топила русскую печь дровами и готовила на ней же. У меня единственной были пианино и библиотека. Так, после сумасшедшего дня я ещё успевала маленькой дочери петь и читать книжки.
- Тогда вам близок образ домохозяйки, а не светской львицы?
- Только не светская львица и уж точно не домохозяйка. Я человек деятельный - сидеть на месте и ждать, когда блага свалятся на тебя, не умею. Считаю, что женщина в современном мире потеряла нежность, чуткость, из-за которой к нам мужчины тянутся. И хотя вселенной для мужчины женщина быть не перестанет, но успех в профессии нам застит глаза. Сейчас почти каждая женщина стоит перед выбором: либо успех в бизнесе, либо - счастливая семья. Исключения крайне редки. Наша беда в том, что мы разучились прятаться за широкой мужской спиной. Вот и стала она менее надёжной. Свобода и равенство делают женщину одинокой.
Уроки для посторонних
- А профессия?
- В профессию я попала случайно. Работала корреспондентом в городской газете. Как-то подруга попросила меня помочь ей и подыграть в качестве напарника в театре, куда она поступала на работу. Подыграла. Нас обеих и приняли. Только подруга через месяц ушла, а я до сих пор на подмостках.
- Сегодня актрисы и телеведущие - участницы митингов протеста. А против чего вы готовы выступить?
- Как мать двоих детей, я бы присоединилась к тем, кто считает, что у нас ущемляются права матерей. Если честно, родила бы и третьего. Но как на такие крохотные пособия нормально вырастить ребёнка? На третьего ребёнка выделяются земельные участки. Где? В тмутаракани, их потом ни обработать, ни продать. А матерям, которые воспитывают детей-инвалидов, вообще, памятник при жизни надо ставить. В декабре-январе мы провели новогодние благотворительные представления в двух домах-интернатах для детей с задержкой в развитии. У меня слёзы в глазах стоят, а мне ёлку вести! Если мужчины не справляются с политическими вопросами, отдайте политику в женские руки - уж порядок точно будет. Женщина гораздо глубже понимает боль окружающих.
- Русский театр ежегодно проводит акцию «Театр-детям». Находите с юными зрителями общий язык?
- Вы о чём? Их в школе обыкновенной этике не обучили. Жвачки, болтовня, крики во время спектакля, жующие лица, пустые глаза - это нормально? Страшно! А учителя гуськом выходят и ждут за дверью, как посторонние. Во всём городе лицей №8 - единственный, где не только смотрят спектакль, но и цветы актёрам подарят. Сократили уроки литературы по стране до часа в неделю - вот и результат. А ведь именно этот предмет учил любви, добру, культуре отношений. Всё же не галочками в ЕГЭ определяется жизненная позиция. Интернет и телевидение давно «обскакали» школу и театр. Только кто от этого выиграл?
ДОСЬЕ: Татьяна Сучкова родилась в 1976 г. в г.Махачкале. В 1993 г. семья переехала в деревню. В том же году Татьяна поступила на филфак Адыгейского госуниверситета. С 2001г. - актриса Русского драматического театра РА им. А.С.Пушкина. Замужем, воспитывает двоих детей. Жизненный девиз: «Не жалею, не прошу, не плачу».