Тамара Нехай о темпераменте и кавказских свадьбах

Каждый её концерт - аншлаг. Она признаётся, что сцена ей только тогда интересна, когда народная артистка Адыгеи испытывает кураж.

   
   

- В этом смысле я старомодный человек и считаю, что в жизни и творчестве должен быть интерес, помимо меркантильного. Когда интересует только вопрос: «Сколько?», и за ним нет знаний, работы, таланта - это не артист. Каждый успех - каторжный труд, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» заслуженная артистка России Тамара Нехай.

«Хлебная» профессия

- Тамара Рашидовна, вы преподаёте в Институте искусств университета эстрадный вокал. Не пугает наплыв будущих эстрадников?

- Пугает другое. Многие считают эстраду лёгким хлебом, рвутся туда, не понимая, что это адская работа. Под растиражированное клише и песни в три аккорда «печатают» клонов-«звёзд». Я согласна, профессия должна кормить. Но жадным надо быть не только во имя хлеба с маслом, но и во имя чистого искусства. Не согласна, что художник должен быть голодным. Идея, а тем более творчество на пустой желудок - это анахронизм. Но искусства без драйва и интереса нет.

Молодым фанатизма в профессии не хватает. Когда я свои первые песни писала, полгода ходила в одном и том же, не хватало денег на троллейбус. Но зато и фонограмм таких, какие я записывала тогда, не было ни у кого. А куда сейчас тратят первые деньги? На тряпки. Заработок - отлично! Но сколько песен можно записать на национальном материале: Тхабисимова, Натхо. Их фонограммы хранятся на телевидении, на радио - пользуйтесь! Таких мелодий сейчас не пишут. Но пока у большинства молодых поиск своего «я» идёт со скрипом. Хотя энтузиасты есть. Мюзикл «Ромео и Джульетта» с участием студентов АГУ - тому доказательство.

- А чего молодым не хватает для успеха?

- Жертвенности. Не бывает так, чтобы всё в шоколаде. Особенно в искусстве. Дар - только преференция. Если ты талантлив, что-то обязательно приносишь в жертву. У творческого человека профессия забирает эмоции и время. Если ты плотно занимаешься профессией, часто не складывается личная жизнь. Исключения редки. Тишь да гладь бывает только в болоте. Сегодня диск может записать любой. Запад это прошёл и выплюнул. Сейчас там опять актуальны «живой» звук и пение. Всё равно суррогат уходит из нашей жизни - мы ищем настоящее. А те, кто считает себя самородком, пусть себе поют. Время рассудит. Искусство требует равновесия. Оно придёт, когда «наедимся» суррогата.

   
   

Читайте музыку

- Каждая ваша программа - эксперимент: то с оркестром народных инструментов, то с симфоническим оркестром. Зачем, если и так аншлаги?

- Я не умею по-другому. Для меня не пустой звук понятия «прочтение», «интерпретация». Новую программу готова делать каждый месяц. Концерт с «Отрадой» сделали за две недели. То же самое с симфоническим. Я сомневалась, придут ли зрители по билетам за 500 руб. Пришли!

Пустовали только места, предназначенные для сильных мира сего. Равняемся на Европу? Там официальные лица бронируют лучшие места, потом выкупают билеты и заполняют зал. У нас же бытует «добрая» традиция - великие сидят на телефоне, требуя пригласительных. Это меня всегда возмущает.

Вера без атрибутов

- К слову о традициях. Возвращение к корням сегодня - национальная идея. К чему тогда споры из-за хиджабов?

- А какое отношение хиджабы имеют к нашим адыгским корням? Адыги были язычниками, христианами, мусульманами стали несколько веков назад. Для истории это короткий срок. Вообще же адыги - европейцы, они не носили хиджабов. Я человек верующий. Когда нужна поддержка, когда я благодарна за всё хорошее, обращаюсь к Богу, ко Всевышнему - называйте как хотите. Но считаю, что эти платки не имеют к вере никакого отношения, это только атрибутика. Если молодые люди ходят в мечеть, соблюдают правила Корана, отлично. Однако вера без дел мертва. Особенно когда она подменяется атрибутикой, псевдорелигиозностью. Сегодня хиджаб носит скорее демонстрационный характер. О чём эти одеяния говорят? Я «мусульманистее», чем вы. Не стоит становиться в позу. Вера - интимное дело каждого. Не для показа, для духовного роста. А возня случается там, где за атрибутами ничего не стоит. Омара Хайама мир помнит не по одежде, а по поэзии.

- Ещё один спорный вопрос - свадебные кортежи. С криками, выстрелами, флагами. Всё-таки кавказская традиция, темперамент...

- Кто это выдумал? У адыгов считалось особым искусством сдерживать эмоции - посмотрите на адыгские танцы. Черкесы даже серебро чернили, чтобы оно не блестело. Темперамент - это твои личные проблемы. Кровь играет у всех южных народов. Но кавказцы всегда славились тем, что могли себя сдерживать. Покажи темперамент, где положено - в песне, танце, в работе, но не за рулём.

Праздновать тоже надо с умом. Твой праздник не должен никому мешать. Я жила на углу ул. Чкалова-Пионерской, и эти кортежи проносились под моими окнами. Я видела, как шарахаются от них люди. Там дети, женщины ходят, там ходит мой сын. Я бы не хотела, чтобы чей-то праздник стал моей личной трагедией. Непозволительно сидеть пьяным за рулём. Сколько таких праздников обернулись трагедией? В нашем подъезде был случай, когда свадебная машина заехала под КАМАЗ, и маленький мальчик остался без матери. Я не приветствую «базар-вокзал» на свадьбах. Мне по душе свадьбы, где порядок. Я работала на цыганской свадьбе. Барон бровью повёл, и пьяных выводят из помещения. Хоть бы кто пикнул. Вот у кого бы нам поучиться.

ДОСЬЕ: Тамар Нехай родилась в 1960 г. в ауле Понежукай. В 1985 г. окончила Краснодарский институт культуры, в 2003 г. - Ростовскую консерваторию. 1994-2000гг. - редактор музыкальных программ ГТРК «Адыгея». С 1999г. - преподаватель эстрадного вокала колледжа искусств РА, доцент Института искусств АГУ, солистка Госфилармонии РА.

Смотрите также: