В Адыгее не хватает педагогов по религиозным дисциплинам. Насколько они необходимы и как кадровый вопрос решают в соседнем регионе?
Опыт коллег
Аргументы и Факты – Адыгея: – В Адыгее состоялся семинар для преподавателей основ православной культуры. Какие выводы сделаны по его итогам?
Р.Е.: – Нам было чему поучиться у краснодарских коллег. Отдел религиозного образования и катехизации Кубанской Митрополии уже второй раз становится победителем российского грантового конкурса «Православная инициатива». В его рамках и проводилась акция «Поезд творческих идей». Это серия выездных семинаров с преподаванием мастер–классов по основам православной культуры. Программа включила в себя восемь зональных семинаров, где педагоги получили методическую помощь и повысили профессиональный рост.
Для нас важно было знать, какие методы работы применяются в других регионах. В Краснодарском крае с этим вопросом немного легче, потому что там не существует остро стоящей проблемы межконфессиональности. И в этом году как раз по завершении годичного преподавания предмета «Основы православной культуры» этот «Поезд творческих идей» становится не только межепархиальным, но и межрегиональным. Завершающий выездной семинар состоялся у нас в Майкопе.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Минул год. Можно ли делать выводы о том, насколько в Адыгее востребованы религиозные дисциплины?
Р.Е.: – Подтвердились и некоторые опасения, и хорошие предположения. Можно сказать, что с официальным введением этого предмета в школьный курс, кое–какие ожидания оправдались – самое отрадное, что повысился уровень грамотности детей. Многие обратились с просьбой провести дополнительные занятия в храмах и наши священники с большой охотой проводят эти встречи. Есть и минусы. Преподавание в школах ведётся по трём предметам: основы светской этики, основы мировых религиозных культур и основы православной культуры. Я считаю, что слишком рано начинать обучение этим предметам с 4–5 классов. В этом возрасте ребёнок ещё не ощущает такой необходимости, у него нет достаточной тяги к этим предметам. Тем более что курс был включён в программу как добровольно избираемый предмет. И не скажу, что большинство родителей – за духовное образование своих детей.
Куда идём?
Аргументы и Факты – Адыгея: – А что ещё нуждается в доработке? Или дело лишь в возрастном цензе?
Р.Е.: – Существует тенденция формализации преподавания религиозных предметов. Однозначно ощущается нехватка подготовленных кадров. Этот дефицит у нас от того, что курс ввёли сравнительно недавно, и найти в короткие сроки людей, способных вести эти предметы в каждой школе, очень сложно. Потому детям чаще всего преподают только один предмет из трёх.
Но этого, я думаю, недостаточно – мы забываем о нравственной основе. Не интеллектуалов мы должны вырастить, которые будут нравственно ущербны, а в первую очередь нравственного человека, который интеллектуально себя, так скажем, сформирует. Нравственный компонент остро необходим. А то положение вещей, которое существует сейчас, не даёт священнику в полной мере реализовать себя.
Причём с такой проблемой сталкиваются не только представители православного христианства, но и мусульманские деятели. И все потому, что школа по–прежнему отгораживается от нас «большими заборами».
Агрументы и Факты – Адыгея: – Вы имеете в виду нежелание светского общества подвинуться и открыть двери религии?
Р.Е.: – В школах перед началом учебного года должны проводить анкетирование, чтобы родители выбрали предмет для своих детей. А администрация и педагогический состав родителям заявляют: «У нас есть один учитель, и преподавать он будет основы светской этики».
По сути, выбор не из трёх предметов, а из одного. У нас в республике не так много школ, в которых обучали бы хотя бы по двум предметах из трёх. Мы должны задуматься о том, не как себе облегчить жизнь, а какими будут расти наши дети.
Или ещё один пример, когда вместо основ мировых религиозных культур ученикам читают курс мировой художественной культуры. Это же предмет культурологический, совсем не религиозного основания. Но педагогам так удобно. К сожалению, в школах многое пытаются упростить. То, что привезли на семинар наши кубанские коллеги, и есть подспорье тем, кто хочет ответственно преподавать этот предмет.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Что поможет реанимировать сознание подрастающего поколения?
Р.Е: – Современный мир полон огромного количества искушений. И не всегда подростки имеют возможность сделать правильный выбор. Знаете, в чём беда? СМИ и Интернет рассчитаны на человека, который уже имеет нравственную, духовную основу, на того, кто в состоянии сделать аналитические выводы. А дети, подростки ещё не в силах правильно расставлять приоритеты. Вот они и впитывают в себя всю информацию, во многом губительную для них. Принцип «что не запрещено, то разрешено» порождает это неприкаянное поколение – молодых людей, не имеющих нравственной основы. Культ развлечений, потребления, денег, который диктует нам: если у тебя есть финансовые возможности, то тебе в жизни больше ничего не надо, – вот что в основе современного общества.
В чём отличие светской системы ценностей от религиозной? Последняя никогда не претерпевает изменений. Посмотрите, что происходит – лет 20–30 назад то, что наше общество воспринимало как аморальное поведение, сейчас никого не удивляет. И эти метаморфозы происходят слишком стремительно.
Наши предки выжили и справились с колоссальным количеством трудностей только потому, что имели очень серьёзный фундамент. Не размытые ценности, а чёткое понимание греха и праведности.
Смотрите также:
- Дауд Мамий: «Сегодняшние школьники чересчур перегружены» →
- Интервью с ректором Адыгейского госуниверстета →
- Интервью с Русланом Ханаху →