В России началась официальная избирательная кампания в Госдуму. Различных мнений об электоральных настроениях людей сегодня великое множество. Что или кто руководит нашим выбором?
По мнению ученых, Адыгея стабильный, но активный в выражении своих воззрений регион. Каков социально-демографический потрет республики? Об этом сегодня рассказал специально для читателей «АиФ - Адыгея» гость нашей редакции, известный в республике и за ее пределами человек, доктор философских наук, профессор Руслан Ханаху.
Как голосуем?
- Руслан Асхадович, вы изучаете мнения людей по конкретным вопросам?
- У социологии самый древний предмет изучения - общество. Наш отдел занимается преимущественно философскими и культурологическими исследованиями. В данном случае, это изучение менталитета этноса, его культурных предпочтений. По сути это синтез научных исследований - социология, культурология, философия, экономика. Но мы занимаемся и эмпирической - прикладной социологией, одно из направлений которой - изучение мнений избирателей.
- Как вы считаете, период становления демократических выборов в России закончился?
- Люди чувствуют свою ответственность. Безусловно, они понимают, что разного рода выборные манипуляции применяются, поэтому теперь часто говорят: мы пойдем на избирательные участки, чтобы нашими голосами не распорядились случайные политические активисты. Могу сказать, что предпочтения избирателей и политическая культура населения значительно выросли.
- Вы уже сейчас можете предположить, как будет голосовать на предстоящих выборах в Госдуму какой-то микрорайон?
- Исследованиями электората наш отдел занимается, начиная с 1996 года, фактически с начала введения новой избирательной системы в стране и в республике. Майкоп - крупный социальный центр в Адыгее, безусловно, он постоянно изучается. С определенной долей вероятности знаю, как будет голосовать, скажем, западная часть города, какое мнение выскажут жители центра или бывших военных городков…
- Психология людей разнится по районам их проживания? Можете привести пример?
- Психологический климат очень разнится. В городских микрорайонах «Восход», «Михайлово», живут в основном семьи военных пенсионеров. Это люди, приехавшие из различных регионов России. Многие из них были в «горячих точках». В начале 2000-х годов они высказывали достаточно резкие мнения - это объяснимо тем, что им пришлось через многое пройти, многое видеть. По мере того, как происходила адаптация к местным условиям, населению, городу, менялись и их взгляды. Сегодня этих проблем уже нет.
«Анкетная метель»
- Как менялись за это время выборные технологии?
- С началом любой избирательной кампании в регионе поднимается «анкетная метель». Появляются разного рода социологи из Краснодара, Ростова-на-Дону, даже Украины, работающие на платной основе с разными задачами. Их не всегда интересует микроклимат Адыгеи как общности людей. Они проводят срез мнений под свою конкретную задачу. Мы работаем по классической схеме социологического опроса - анкетирования, анализа. У нас есть принцип - за каждой анкетой стоит живой человек, с реальным характером, возрастом, образованием, социальными устремлениями. Это самое главное.
Общество - как предмет
- В Адыгее живут более 80 национальностей. А как люди понимают значение слова «толерантность»?
- Его понимают по-разному. Понятие «интернационализм», на мой взгляд, более точно характеризует, что конкретно нам, как обществу, необходимо. Это, безусловно, - патриотизм, гражданственность и толерантность. В свое время понятие интернационализма убрали из нашего обихода по идеологическим соображениям, но сделали это зря.
Приведу пример. Мы провели социологические исследования молодежной аудитории по возрастным категориям - на каких уровнях воспитания патриотизм «исчезает»? Выводы настораживают. В детском саду и в школе дети толерантны и патриотичны, а потом, выходя из стен школы, они теряются во взрослой жизни общества. Система воспитания слишком изменилась сегодня, молодежные организации, которые ныне действуют, несут в себе анклавную политику - отдельных молодежных групп, но не молодежи в целом.
- Толерантность и патриотизм можно воспитать?
- В последние 15 лет в обществе сложилась модель - мы отдаем воспитание молодежи на откуп религиозным организациям. Но ведь мы - светское общество, у которого должна быть общая идеология, общая духовность и моральные ценности.
- После 1991 года идеология разрушилась и возникла пустота, которую мы до сих пор не можем заполнить?
- Идеология оказалась утеряна у России как цельного государства. Малым народам в силу своей культурной идентичности, повезло больше. Духовность была в философии этноса адыгов, «Адыгэ хабзэ» - кодекс чести - ее более узкая часть, свод правил поведения. Когда рухнули общие моральные принципы, в 1991 г., исчезли казавшиеся вечными ценности и правила. Люди метались - а как жить дальше? И оказалось, что этническим малочисленным народам проще! У них включилась историческая память, вспомнили свод старинных правил, который и заместил идеологическую пустоту.