«Нашим детям не только хороших книг сегодня не хватает, а просто любви и просто ласковых слов. В погоне за деньгами мы стали забывать о семье», - рассказала редактор детского журнала «Родничок Адыгеи» Мариета БОГУС.
Проценты доброты
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - В Адыгее по-прежнему выходят детские журналы. Неужели выгодно?
Мариета Богус: - Уверена, что выгодно - для читателей. Да и журналов-то всего два - «Созвездие» на адыгейском языке и «Родничок Адыгеи» - на русском. Тираж «Родничка» сейчас составляет 8 500 экземпляров. Для небольшой республики это приличная цифра. Журнал читают дети разных национальностей, пишут в редакцию свои первые стихи и прозу. «Родничок» выходит четыре раза в год, а читатели просят ежемесячного выхода. Так что я не верю в то, что сегодняшние дети не хотят читать. Другое дело, что уровень литературы для них оставляет желать лучшего. Нам повезло: главный редактор журналов - народный писатель Адыгеи Исхак Машбаш - задаёт тон всем детским изданиям, и материалом для них служит хорошая, качественная литература.
В нашем детстве не было компьютеров, но были замечательные детские журналы, которые пользовались большой популярностью. В 2001 году я пришла в редакцию с готовой концепцией «Родничка», схожей с журналами моего детства. Сейчас здесь работают не только профессионалы, в журналы пишут и сами дети. Их рубрики - «Это интересно», «Спортивная Адыгея», «Маленькая хозяюшка», «Окошко в природу», «Сказка за сказкой», «Я поведу тебя в музей».
Много лет наблюдаю парадокс: чем больше информационное пространство, тем меньше дети читают, причём не пользуются спросом даже электронные книги. Слишком большой разброс интересов, некогда сосредоточиться на чём-то одном.
- Второго апреля отмечается Международный день детской книги. Сейчас доля детской литературы на российском рынке составляет 10-13%. Писать некому или нечего?
- Всего понемногу. В стране много издательств, специализирующихся исключительно на детской книге. Есть среди них отмеченные тактом и вкусом. Однако чаще всего их продукция в окраинные города и уж тем более сёла не доходит - накладно. К тому же рынок детской книги очень консервативен. Родители предпочитают покупать, а издательства переиздавать проверенную годами классику жанра. Поэтому и сейчас малыши знают Барто, Чуковского, Пушкина, Андерсена, Михалкова и Маршака - эти авторы в лидерах продаж. Между тем это хоть и почтенная, но уже история литературы.
Прежде каждому дитяти было понятно, кто такой Мойдодыр. Но у многих ли в домах сейчас найдётся умывальник? Есть в этом недосмотр школы - часов на литературу катастрофически мало. С книжками для самых маленьких дело обстоит неплохо: много картинок, отличная полиграфия. Хуже - с книгами для подростков, которые сейчас сталкиваются с проблемами, незнакомыми их мамам и папам. И странная вещь получается: сегодня многие из них отлично знают Джоан Роулинг - автора «Гарри Поттера», пытаются разобраться в философии автора «Властелина колец» Джона Толкиена, а вот с именами российских авторов и названиями произведений - заминка.
Без борьбы
- Может потому, что нет героя? Писать не о ком?
- Герои есть. Только странные они для детского сознания. О каком милосердии, доброте и любви можно говорить, если главный герой детской книжки нарисован наперевес с суперсовременным оружием? Со страниц детских книг постепенно исчезает доброта. Никогда не понимала пословицу: «Добро должно быть с кулаками». А почему сразу не с пулемётом?
- Тогда кого же сегодня не хватает детской книге: хороших писателей или талантливых художников?
- И тех, и других. Может потому книга перестала быть лучшим подарком для ребёнка? Но не вините в этом читателей. Дети хотят услышать сказку, прочитанную мамами и бабушками. Их по-прежнему живо волнует история Колобка и семейства, тянущего репку. Только у родителей не находится времени на чтение.
- На ваш взгляд, детская жестокость и дефицит чтения как-то связаны друг с другом?
- Конечно. Ребёнок, лишённый любви, внимания, теплоты в семье, ищет понимания в толпе, на улице. Тому, кто не знает и не понимает семейных ценностей, привычнее взять в руки не книгу, а дубинку и выйти в фашистском марше на улицу, круша всё на своём пути.
Именно это мы сейчас наблюдаем на Украине, когда толпа 15 - 17-летних подростков врывается в детскую больницу и выдвигает ультиматум главврачу или унижает учителя. Нелюбовью объясняются и жестокие драки подростков, которые они снимают на видео для пущей крутизны. Пора возвращать нашим детям детство, чтобы оно не вышло в тираж.
Смотрите также:
- Педагог Елена Гунейко: «Детское телевидение лишено фальши» →
- Люсинэ Шишева: « Моя профессия — это не только розы» →
- Интервью с лучшим учителем Адыгеи →