В лицейском кружке телевидеотворчества занимается почти 20 старшеклассников. Для них 11 декабря – День детского телевидения – практически профессиональный праздник.
– Телевидение, сделанное руками детей – их творческое самовыражение, взгляд на современную жизнь, взаимоотношения между собой, родителями, окружающим миром. Оно не гонится за рейтингами, а потому лишено фальши, – считает замдиректора по информатизации майкопского лицея № 8 Елена ГУНЕЙКО.
В другом формате
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: – Не слишком дорогое удовольствие для современной школы делать своё ТВ?
Елена Гунейко: – Этот кружок республиканского Центра детского и юношеского технического творчества существует в лицее с конца 90–х. В Адыгее это, пожалуй, единственный случай, когда из–за финансовых сложностей детскую студию не закрыли и не махнули на ребят рукой. В то время лицей был школой информационной культуры. А какая может быть культура информации без собственных СМИ – телевидения и газеты?
Когда я пришла в эту школу, кружковцы вовсю вели новостные передачи. Позже мы перешли в другой формат – на тематические видеосюжеты из школьной или городской жизни. Сегодня им это интереснее. Четыре года подряд отправляем свои работы на конкурс детского и юношеского кино– и видео–творчества «Петербургский экран». И темы нестандартные: школа в годы Великой Отечественной войны, история Свято–Михайловского монастыря, работа лицейской команды юных инспекторов движения, рассказываем о судьбах стариков из дома престарелых. Был в кружке парень, который вместе с отцом придумал тему «Мой город» и отснял материалы об уникальных местах и архитектурных памятниках Майкопа.
– Кто–то превратил увлечение в профессию?
– Да. Тамара Глухова работала корреспондентом республиканского телевидения, сейчас «вещает» в Краснодаре. Тимур Кесебежев тоже работает на республиканском телевидении оператором. Есть ребята, которые пошли по этому профилю в вузы. В общем, профессионально журналистикой занимаются больше десяти человек. Понятно, что эту профессию выбирают единицы – не каждому дано. Лицей заключил договор с республиканским телевидением: с ребятами занимаются профессионалы, обучают операторскому делу и основам журналистики, несколько лет подряд каждое лето студийцы проходят практику в ГТРК «Адыгея». Да мы и не ставим себе цель готовить телевизионщиков. Детям просто интересно, они чему–то учатся. В любом случае всё это пригодится.
Недетская прибыль
– Считается, что современные дети быстро осваивают только компьютерные игры. А сложную технику?
– Для них практически не существует проблем, свойственных взрослым специалистам при переходе с одного вида техники на другую, с аналоговой на цифровую. Я обратила внимание на то, что малейшие изменения технологий, форматов, расположения кнопок управления или переход на компьютер буквально вводят в ступор специалистов, долго работавших с привычными аналоговыми технологиями. А дети как губка: они жадно впитывают различные программы видеомонтажа, с удовольствием переходят с одной программы на другую, на лету схватывают специфику и тонкости каждой программы, учатся работать в команде. Свежесть восприятия, незабитость мозга и привычка учиться позволяют им иногда подниматься до уровня взрослых специалистов.
Ведь чем отличается детское телевидение? У детей выбор темы для репортажа, круглого стола или опроса огромен и неисчерпаем. И главное, что эти темы волнуют не только авторов, но и большую часть детской аудитории. Взрослым же не всегда просто найти общий язык с детьми, проникнуть в их мир и понять.
– А в России вообще–то есть телевидение для детей?
– Есть, но становится его всё меньше – невыгодно. Почему в 90–е детское телевидение чуть не умерло? Рекламу там не разместишь – запретили, рейтинги не соберёшь, о доходах говорить не приходится. Хотя качественные детские фильмы в значительной степени формируют этические нормы, взгляд на жизнь, нравственные позиции, просто дают знания. Над этим мало кто задумывается, потому что гораздо прибыльней сериалы: и наши, и латиноамериканские. Да и «Всемирная паутина» не отстаёт – телевидение всё чаще смотрят через Интернет. Поэтому число желающих посещать кружок телевидеотворчества уменьшилось.
Я предлагаю ребятам как образец для видеосюжетов программы канала «Культура». Эталонов, на которые надо бы равняться, минимум. В результате при избытке информации современные дети мало общаются между собой вживую – больше в Интернете, по телефону.
– В чём, на ваш взгляд, проблемы современных подростков?
– Как мать двоих детей, скажу: у серьёзных ребят просто нет времени на увлечения и досуг. Жизнь и учёба подчинены одной цели – сдаче экзаменов, будущему поступлению. Многие, в отличие от нас в их годы, точно знают, кем хотят стать и что для этого нужно. Они рано лишаются детства. Жизнь заставляет просчитывать ходы вперёд и отказываться от мечты.