«Как бы ни критиковали эпоху СССР, но в Советском Союзе была настоящая толерантность, вне зависимости от нации люди уважали друг друга и жили в мире. Так что национализм - это не врождённая наша черта, его в нас специально закладывают, сталкивая нас, переводя каждый конфликт на национальные рельсы», - считает актриса фильма «Невиновен».
Надо жить дружно
- Как вы попали в актёрский состав фильма Андзора Емкужа, который представлял Россию на 42-м Монреальском международном кинофестивале?
- Я с Андзором знакома давно. В нашем театре мне посчастливилось работать в двух его спектаклях - «Кровавая свадьба» и «Как Гошемида выбирала себе невестку». Когда Андзор начал снимать свой первый полнометражный фильм, то пригласил меня на одну из ролей. География съёмок фильма и его актёрского состава обширна - это почти все республики Северного Кавказа, Москва, Питер, Ростов, Краснодар, а также Армения и Украина.
На мой взгляд, фильм Емкужа - о добре. Я согласна с режиссёрской трактовкой основной идеи фильма: не важно какой у нас разрез глаз и какой цвет кожи, мы все люди и все равны. А значит, должны жить дружно. Национальность не может становиться преградой между людьми.
Посмотрите, что творится в мире! Сколько говорят о толерантности, но где она в реальности? Её нет! И фильм Андзора Емкужа «Невиновен» громко об этом заявляет.
- «Невиновен» - не первая ваша киноработа. Где вам легче существовать - на сцене театра или перед камерой?
- Я работала с Андзором Емкужем и в театре, и в кино. И везде у него жёсткие требования к актёрам. Он всегда точно знает, чего он хочет. Но мне уютно работать с этим режиссёром, одним из лучших, на мой взгляд.
Вообще, я всегда думала, что кино - это что-то скучное и однообразное. Но не буду сравнивать наши сериалы с бурлящим Голливудом. Сейчас в России такого кино нет. Всё поверхностное, искусственное и бездушное.
Мой педагог Нальбий Тхакумашев говорил нам: «Никогда не смотрите сериалы - и мастерству не научитесь, и вкус потеряете». Почему я люблю работать с Емкужем? Я вижу своего мастера - в чём-то главном они схожи.
Перед съёмками фильма «Невиновен» мне давали советы: переживать нет смысла, в кино есть дубли. Один какой-нибудь стоящий да будет. Ничего подобного. И на репетициях, и на съёмках, как и в театре, выкладываться приходилось по полной, дубль за дублем.
На сцене всё всерьёз
- Есть ли сцена в фильме, которая далась вам с трудом?
- Она есть в режиссёрской версии фильма. Это сцена, где моя одноимённая героиня - её тоже зовут Маржана - должна по сюжету заплакать. Когда любимый ею человек попадает в полицию, выручать его приходят две любящие женщины. В этом любовном треугольнике несчастная любовь - у моей героини. В разговоре со своей счастливой соперницей, которую сыграла актриса Русского драматического театра имени Пушкина Татьяна Сучкова, моя героиня должна заплакать. Для меня это была новость. Но я человек дисциплинированный. Режиссёр сказал надо - значит слёзы потекут ручьём. Чтобы снять дубли со всех ракурсов, таких ручьёв нужно было немало. И рыдала я искренне и горько, по-моему, дублей десять.
- Наверное, сложно потом выходить из образа?
- Это часть нашей профессии, иначе нельзя. Если ты уходишь со сцены и ещё два часа рыдаешь, тебя либо плохо учили актёрскому мастерству, либо у тебя проблемы с психикой. Правда, все эмоции на сцене актёрский организм переживает по-настоящему.
Я не согласна с тем, когда актёров называют притворщиками. На сцене мы живём этими чувствами, в этот момент мы всё переживаем всерьёз, пропуская эту боль через себя. Это не всегда легко.
Покорила красота
- Чем, на ваш взгляд, фильм «Невиновен» тронул сердца жюри Монреальского фестиваля?
- Если честно, я не поверила, когда мне сказали, что из более чем 300 фильмов именно наша картина вошла в 50 лучших для конкурсного просмотра на кинофестивале в Канаде.
Думаю, жюри зацепила красота: его удивительные пейзажи, адыгская этника, красивые люди, музыка, сама тема, которая никого не может оставить равнодушным. А ещё боль и искренность режиссёра.
Кстати, всё, что он ставит на сцене, собирает полные залы. С комедией «Как Гошемида выбирала себе невестку» мы объехали все аулы, и каждый раз нас просили ещё раз привезти её для показа. Поэтому я могу с гордостью сказать: я актриса Андзора Емкужа.
- Что для вас главное на сцене и перед камерой?
- Владимир Маяковский писал: «Театр не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». Мы показываем то, что происходит в мире, только более выпукло, ярко, внахлёст. Мы не отображаем, а заставляем человека задуматься о своей жизни, своих решениях, своём выборе, взлётах и ошибках. Я прихожу в театр ради того, чтобы в комедии подарить зрителям радость и улыбку, в трагедии заставить его сердце трепетать, сопереживать страстям и думать над проблемами.
Главное, чтобы человек не пожалел о времени, которое он провёл в театре или в кинозале.
Маржана Нехай.
Родилась в 1984 г. в а. Кошехабль. В 2005 г. окончила РАТИ (ГИТИС). Сразу после окончания стала одной из ведущих актрис Национального театра Адыгеи им. И. Цея. Сейчас актриса занята практически во всех спектаклях театра.