Примерное время чтения: 9 минут
178

Искусство должно заставить задуматься

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ- АДЫГЕЯ 13/07/2011

  «Величие и традиции российской сцены не просто поражают, а заставляют трепетать. Это нормально, что актёр мечтает не просто попасть, а хотя бы сыграть в известном театре. Но в местном национальном театре есть вещи, которые недоступны классическому русскому театру, и это подчёркивает его индивидуальность и дарит актёру истинное наслаждение от работы на такой сцене, - считает ведущая актриса Национального театра Адыгеи Асиет Тлюняева.

Чувства одинаковы во все времена

- Театральный сезон закрылся большой премьерой - спектаклем «Кочас», в основе истории классики адыгской драматургии - история взаимоотношений замужней княгини и простолюдина. Как вы считаете, эта тема актуальна для Адыгеи XXI века?

- Думаю, что да. И дело здесь не во временных рамках или сословиях. Когда мы готовились к постановке, изучали пьесу в том числе и на русском языке, так и не смогли однозначно ответить на вопрос - что же толкнуло княгиню на такой шаг? История эта реальна и доподлинно известно, что отношения между героями были более чем близкими. В пьесе ни слова не говорится о том, что княгиня не любила мужа или была в чём-то ограничена. Что же это было - увлечение или настоящая любовь? Сложно ответить, но параллель с современностью проглядывается в традиционной гамме отношений - женщине необходимо внимание. Сегодня, увы, мужчины заняты работой больше, чем хотелось бы женщине - это реалии сложностей современной жизни, но чувства-то во все времена одинаковые.

- Я не случайно спросил об этом - в Адыгее сегодня распадается каждый второй брак. На ваш взгляд, может ли театр влиять на этот процесс, делать людей терпимее друг к другу?

- Безусловно. Не только театр, но и книга, и кино. Просто человек должен осмыслить то, что ему пытаются передать авторы и исполнители. Знаете, бывают моменты, когда доходишь до какого-то момента в книге и престаёшь читать - начинаешь задумываться. Вот это и есть предназначение искусства.

- «Кочас» шёл с синхронным переводом на русский язык. Вам не кажется, что передать колорит национальной пьесы таким образом очень сложно?

- Кажется, потому что это практически невозможно. И хотя сам перевод пьесы был прекрасным, и синхронизация была отменная, но… Адыгейский язык настолько разнообразен, что его обороты невозможно передать словами другого языка. Как русскую поэзию перевести, скажем, на английский. Знаете, даже если бы «Кочас» был поставлен на русском языке, всё равно терялась бы изюминка речи, а ведь за ней характеры, эмоции, отношения.

Язык помогает раскрыть человека

- Правда ли, что вы поступали в филиал ГИТИСа-РАТИ, не зная адыгейского языка?

- Не то чтобы не знала вообще. В раннем детстве мы с братом говорили на адыгейском языке, но потом вместе с родителями переехали на север. В семье родную речь никогда не забывали, но дети есть дети - на русском стали говорить как на родном. Вернулись в Майкоп, и случилось так, что все мои знакомые со мной говорили только по-русски. Если бы вы знали, какое чувство зависти я испытывала к тем, кто мог свободно изъясняться и думать на двух языках! Мои подружки, общавшиеся между собой на адыгейском, на мои вопросы отвечали исключительно по-русски. И вот этот процесс автоматического переключения меня просто восторгал. Попытка поступить в ГИТИС провалилась, по сути, из-за незнания родного языка. Но когда я пришла домой и рассказала обо всём отцу, тот был возмущён - мол, как это ты не говоришь на родном языке? Он за руку привёл меня в театр и убедил руководство взять с условием, что я вспомню адыгейский.

- Почему сегодня в Адыгее бьют в колокола по поводу изучения адыгейского языка? Да, разговорный язык превалирует над литературным, и многие, увы, не умеют читать на родном языке, но сам-то язык не пропадает?

- Сложный вопрос, если учесть, сколько в адыгейском языке диалектов. Особенно это ощущается в Майкопе, куда съезжаются представители разных народностей. Помните, в своё время говорить на адыгейском в городе считалось дурным тоном? В какой-то степени и это повлияло на изучение языка. Впрочем, судя по тому, сколько молодёжи стало приходить на спектакли, думаю, что ситуация не так безнадёжна, а национальный театр был и остаётся хранителем родного языка. К слову, многие русские сегодня учат адыгейский и прекрасно на нём говорят. Это же замечательно - понимать внутренний мир человека, который лучше всего раскрывает именно родной язык. К тому же это делает человека образованнее, культурнее, терпимее, если хотите.

Быт не может быть важнее театра

- Театральный мир всегда казался несколько обособленным от внешнего. Что вас, как человека, волнует в первую очередь - высокие цены, рост тарифов на ЖКХ или такие проблемы проходят мимо творческой личности?

- Вы не поверите, но мимо меня часто проходят (смеется). Нет, конечно, я в курсе цен и прочего, но меня это волнует меньше, чем театр. Поверьте, я не хочу лукавить и говорить, мол, я вся в творчестве и так далее. Но я не могу говорить о деньгах и о театре как о вещах, занимающих в моей жизни одинаковое место, потому что это неправда. Я действительно живу театром 24 часа в сутки. Часть моих житейских проблем помогают решить родители, за что им огромное спасибо. Да, актёры занимаются подработками, чтобы кормить семьи, мы видим сколько стоят продукты, но для меня это на втором плане, поверьте.

- Но ведь театр неминуемо сталкивается с проблемами, с которыми сталкиваются другие сферы, а если учесть, что культура у нас по-прежнему не в фаворе, то сложности очевидны?

- Несомненно, но на творчестве это не сказывается, потому что я переживу отсутствие какой-то бытовой надобности, а сцену я просто не могу ставить в зависимость от этого. Как бы объяснить это… Актёры в массе своей люди смотрящие не вокруг себя, а внутрь себя. Не то, чтобы мы были не от мира сего, но определённый и для многих непонятный взгляд на быт у большинства из нас, безусловно, есть.

- Говорят, что классический театр умирает, впрочем, как и культура в целом. И не потому что театр себя изжил, а потому что зритель занят решением других проблем.

- Это неправда - люди шли и идут в театр. И меня радует, что среди нашего зрителя всё больше молодёжи. Даже детей! Я вспоминаю своё школьное детство, когда в театр мы ходили откровенно подурачиться и пошелестеть конфетными обёртками. А сегодня сопереживают происходящему на сцене, им нравится - мы же это видим.

- Может быть, дело в изменении репертуара театра?

- Заметьте - это вы сказали. Просто я бы не хотела обсуждать то, что не в моей компетенции, но в данном случае не могу не согласиться.

- А что вы думаете по поводу того, что в информационном плане театр сегодня более востребован как объект скандала, а не искусства?

- Наверное, это человеческая ментальность - желание говорить не о постановках на Таганке, а о конфликте труппы с режиссёром. Просто эти люди на слуху, не более того. А что касается информации - так нам ведь чаще говорят не о том, что где-то что-то открылось, а том, что где-то что-то сгорело или разорилось. Главная роль

- Вы стали очень популярной после исполнения роли Медеи в одноимённой пьесе. Не обидно, что эта роль затмила другие?

- Спросите откровенно - не боюсь ли я остаться актрисой одной роли? Нет, не боюсь и мне не обидно. Я искренне надеюсь, что мои лучшие роли ещё впереди, но если для зрителя я останусь Медеей, в этом нет ничего зазорного - значит, эта роль мне точно удалась.

- Вы стали заслуженной артисткой Адыгеи, получили престижную региональную премию, вы считаете себя, как говорят, обласканной властью?

- Да. Только не в плане получения каких-то материальных благ. Я просто чувствую поддержку в реализации творческих планов. И это не только меня касается, как мне кажется.

- Вы согласитесь на роль в традиционном сентиментально-стрелялочном сериале на федеральном канале?

- Да, но не из-за возможности быть узнаваемой или перспективы дальнейшего творчества, а, скорее, из-за финансовой составляющей. Хотя и первое не сбрасываю со счетов.

- А в столичном театре не хотелось бы сыграть?

- Очень хотелось бы! Я однажды выходила из МХАТ и ощутила если не зависть, то чувство, которое смогут понять только мои коллеги. Попробовать себя в новом качестве, в новой обстановке великих традиций - это дорогого стоит.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах