«Своего зрителя российскому кино надо искать на родине. Нужны фестивали, где молодые ребята могли бы показать своё кино. Сегодня даже выпускникам режиссёрского факультета на «Кинотавр» или Московский кинофестиваль пробиться нереально. В формате там только звёзды», - рассказал участник Каннского кинофестиваля 2015 года Тембот Шовгенов.
Уголком короткого метра
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Как решились снять короткометражку для Каннского фестиваля?
Тембот Шовгенов: - Не было изначально такой идеи – попасть в Канны. Я педагог, мой соавтор Азамат Тхаганов – врач. Мы физически не можем постоянно заниматься кинопроизводством, но любительское кино снимаем. Летом прошлого года у нас был отпуск. Не поехали отдыхать, а отправились в Национальный театр, к друзьям-актёрам Артуру Ахметову и Зуральбию Зехову. Решили снять короткометражку с настоящими актёрами, сценарием, музыкой. У ребят тоже был отпуск, и они безвозмездно согласились участвовать в съёмках нашей сумасшедшей идеи.
Сценарий 25-минутного фильма «Адам Грин» был готов. Это история сценариста-неудачника, который всего один раз в жизни написал удачный сценарий, когда был болен. Он живёт прошлыми заслугами. Ничего нового придумывать не хочет и не может. Но на работе меняется руководство и требует новых идей, иначе сценаристу грозит увольнение. Тут Адам вспоминает, что тот, единственный сценарий был написан, когда у него была высокая температура. Он решает повторить прежний опыт.
Каннский фестиваль возник на горизонте совершенно случайно. В январе у всей страны возникли две недели отдыха, мы сделали монтаж, всё переозвучили заново, нашли композитора, который написал музыку к фильму. И тут я увидел на сайте Каннского фестиваля, что посылать туда работы могут абсолютно все: профессионалы и любители. Крайний срок - 31 марта. Благодаря этому, собственно, мы и закончили фильм.
В ночь на 31 марта загрузили «Адама Грина» на сайт фестиваля и благополучно о нём забыли. А через две недели пришло официальное письмо за подписью директора Каннского фестиваля о том, что наш фильм включён во внеконкурсную программу «Уголок короткого метра» и нам официально отправлены приглашения на 68-й кинофестиваль.
Трейлер к Фильму «Адам Грин»:
- Постояли на звёздной дорожке? Каковы ощущения?
- Ждать своей очереди на звёздной дорожке нужно было три часа. Мы решили не тратить на это время - в Канны прилетели всего на три дня. Только на второй нашли площадку, где должны были показывать наш фильм, посетили российский павильон, познакомились с режиссёром Сергеем Ольденбургом и тут же во фраках и бабочках снялись у него в массовке.
- Гендиректор кинофестиваля Тьерри Фремо сказал: «Фестиваль держится на четырёх китах: кино, кинорынке, прессе и гламуре». Согласны?
- Абсолютно, потому что благодаря фестивалю Канны из рыбацкой деревушки превратились в столицу кино- и туриндустрии. Кстати, отдохнуть на Лазурном берегу стоит не дороже, чем на курортах Краснодарского края. К россиянам относятся благосклонно. Во всех кафе, ресторанах, магазинах вас встретят русским приветствием, на улицах звучит русская речь. И всё же российскому кино нужен российский зритель.
Терминаторы вне программы
- На ваш взгляд, почему именно ваш фильм был выбран для показа в Каннах?
- Номинация «Уголок короткого метра» предназначена для начинающих режиссёров. Канны - это площадка по поиску талантов.
- А что же российские кинофестивали? Хуже?
- Не хуже. Но попасть туда таким как мы любителям нереально. Мы посылали свой фильм на «Кинотавр» - не попали. Начинающим режиссёрам очень тяжело о себе заявить. Нужен приличный бюджет фильма, актёры, связи. На самых крупных российских фестивалях - Московском и «Кинотавре» – экспериментальных площадок для начинающих нет.
- Многие фестивальные фильмы завоёвывают призы, а потом забываются. Почему?
- В большинстве своём фестивальное кино некоммерческое. Поэтому оно не на слуху. Это кино о смысле жизни, отношениях между людьми. Фильмы с большим бюджетом, известными актёрами, где стреляют-убивают, грабят, любят-целуют - это коммерческое кино. Его на фестивале не покажут, но будут крутить в кинотеатрах. И народ пойдёт. «Терминатор» ведь тоже был в Каннах. Но только во внеконкурсном показе. Фестивальное кино - кино не для всех. «Терминатор» и «Аватар» - не герои Канн.
- В этом году в Каннах не было ни одного российского фильма. Что фестиваль от этого потерял?
- За два последних года видел «Левиафана» Андрея Звягинцева и «Дурака» Юрия Быкова. Первый фильм мне не понравился - полная безнадёга, после которой захочется в срочном порядке уехать из России. Второй - наоборот, я люблю манеру Быкова оставлять зрителю надежду.
- Фильм обязательно должен оставлять надежду?
- Иначе какой смысл? Показать всё в отрицательном контексте или в радужном сиянии - кино получится однобокое. Оно ничему не учит, просто мажет всё в чёрный цвет. Люди, воспитанные на пессимистичных картинах, страну не поднимут. Чёрная краска - это не жизнь. Жизнь - это сочетание того и другого, богатые оттенки. Режиссёр не должен думать за зрителя, нельзя в конце фильма ставить жирную точку. Надо оставить место для размышления.
- В любой праздничной телепрограмме нам показывают фильмы 30-х - 70-х годов. Больше показывать нечего?
- Эти фильмы создавались великими людьми. Рядом с ними у современного российского кино мало шансов на победу. Раньше снимали кино не только ради денег. Сейчас в головах съёмочной группы - бюджет и окупаемость. Наше кино теряет зрителя.