aif.ru counter
127

Юнус Сулейманов о шекспировских страстях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. «АиФ-Адыгея» 28/03/2012
Фото: Надежды Кривко

- Я глубоко убежден: в нашем сложном «легком» жанре не только красивый голос - залог успеха. Но и строгая диета, умение оставаться в форме. Зритель должен испытывать удовольствие, глядя на сцену. Этому учил меня мэтр российской оперы, профессор Борис Покровский, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» заслуженный деятель искусств России и Адыгеи, художественный руководитель Камерного музыкального театра им. А. Ханаху Юнус СУЛЕЙМАНОВ.

К Вильяму нашему, Шекспиру!

- Юнус, Всемирный день театра вы отметили премьерным спектаклем по комедии Шекспира «Много шума из ничего». А поновей сюжета не нашлось?

- О чем вы говорите? Шекспир - это вечность! Он не может устареть. Любовь и верность, предательство и ревность - у Шекспира все есть. Его пьесы - кладезь для актерских и режиссерских придумок. Дай Бог, современным авторам хоть на йоту приблизиться к его гению! Сегодня драматурги погрязли в описании серого, повседневного быта. А человек, который с ним сталкивается на улице, устал от серости вокруг, он приходит в театр на несколько часов отдохнуть от проблем. И что же? Опять погружается в мир, от которого сбежал. Мы разучились отдыхать, ловить кайф от жизни. Поэтому к дню театра мы выбрали неувядающую классику. Выдохните!

К тому же, «Много шума из ничего» - я откладывал два года подряд. Галиной Ладяновой была написана сценическая версия пьесы, готова музыка Александра Гончарова и Михаила Арзуманова. Это подарок и себе, и зрителю, который, несмотря ни на что, остается верен нам на протяжении 20 лет. Я горд тем, что на наших спектаклях выросло несколько поколений. Те, кто детьми приходил смотреть наши сказки, сегодня идут на «Сирано де Бержерака» и «Много шума из ничего». Часто вижу, что на спектакли приходят с любимыми, назначают свидание в театре.

- Классику ставят многие. Не боитесь повторов?

- Нет, не боюсь! Классика тем и хороша, что повториться в ней нельзя - столько пластов нетронутых. И потом, наш театр изначально создавался Адамом Ханаху, как театр с классическим репертуаром. Конечно, ставим и современных адыгских авторов - на очереди две пьесы. И все же классике - место особое. После Шекспира начнется работа над опереттой «Фанфан-Тюльпан», музыку к которой написал наш большой друг, московский композитор Андрей Семенов. Он же будет дирижировать премьерным спектаклем.

«Сцена - жестокая штука»

- Сегодня поветрие - сюжеты классических пьес переносятся в наше время. Вы в этом смысле - консерватор. Почему?

- А смысл? Прелесть той же «Летучей мыши» в костюмах, вальсах XIX века, декорациях замка князя Орловского. А кем Орловский станет в нашем времени? Олигархом в своем замке - это в лучшем случае. Есть режиссеры, для которых новая трактовка - уже стилистика. Мой сокурсник по ГИТИСу Дмитрий Бертман этим живо увлекался и в период учебы, и сейчас, работая в «Геликон-опере». Но он это делает мастерски! Другой вопрос, что не всем это нравится.

- Сегодня одна из насущных проблем театров Адыгеи - кадры. Как решаете этот вопрос?

- На уровне министерства культуры и СТД республики. Есть предложение набрать курс на базе Института культуры Адыгейского университета. А командой педагогов могут выступить наши театральные деятели. Мы сами можем воспитывать смену, приглашать в массовки, приучая постепенно к сцене. Есть опыт и желание.

Театр пустоты не терпит! Обновлять труппу нужно постоянно. Но приглашать со стороны 3-4 человек - сейчас не вариант. Был на театральном отделении колледжа искусств - курс «актер музыкального театра». Но это совсем еще дети, 4 года учебы - маловато. За это время вокальному искусству не научишь! Вокалист - товар штучный. Поэтому музыкант должен иметь вузовское образование, широкий кругозор и находиться с первого курса в театре. С одной стороны, учиться, с другой - дышать в спину признанным. Это подстегивает и не позволяет расслабляться.

- В свое время Борис Покровский сказал: Кабалье - прекрасная певица, но только в концертном варианте. Ваше мнение?

- Полностью согласен с моим учителем! Оперетта - это спектакль. Ей надо соответствовать. Поэтому не меньше голоса на сцене важны физические данные. Для меня неприемлемо, если 40-летняя женщина с двойным подбородком начнет петь 17-летнюю Адель из «Летучей мыши». Даже при уникальном голосе это выглядит глупо! Сцена - жестокая штука, она сметает любое несоответствие образу. Есть голос - пусть идет в филармонию, занимается концертной деятельностью, где не требуется фигуры и драматического таланта. Это единственно верное решение. Не стоит забывать, что театр - это зрелище, оно не должно быть скучным. К слову, я сам каждое утро делаю пробежку, обливаюсь холодной водой. Так что пример перед глазами (смеется - авт.). У нас синтетическое искусство - не только петь, но и играть, танцевать. Кто-то из «умников» назвал наш жанр легким. Он таким и должен казаться. Зрителю.

Между мюзиклом и опереттой

- В свое время шли ожесточенные споры: нужны ли нам мюзиклы. И насколько их вообще можно назвать искусством?

- Смотря какие! На фестивале «Кубань театральная» в прошлом году мы показали мюзикл Андрея Семенова «Ослепленные», в этом году повезем его же спектакль «Старомодные амуры». Критики все пытались определить, мюзикл это или музыкальная комедия. Мое мнение - не стоит цепляться за название. Важней другое - насколько вещь волнует. Раздвиньте музыкальный горизонт, и вы увидите, как преображаются актеры, находят новые краски для передачи образа. Краски, которых раньше не было.

- Часто театр именуют «террариумом единомышленников». Что вы скажете по этому поводу?

- Еще одно расхожее мнение. Я бы назвал труппу Камерного музыкального театра им.А.Ханаху большой семьей, где всякое случается, но где все уважают друг друга. Да, артисты - обидчивые люди. Но в театре не это важно. Главное - делай свою работу на сцене качественно. У нас есть одно право - служить театральному искусству и получать аплодисменты.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых