Мужчина пришел на землю, чтобы сложить дом для семьи, наполнить его детским смехом, сделать счастливыми глаза любимой женщины, уметь веселиться в окружении настоящих друзей и быть уважаемым врагами. А еще вкладывать душу в любимое дело. Он всю жизнь поступает так.
- В начале было не только слово, но и жест. И нашим прадедам, и торопливым современникам XXI века жест обогащал язык. Это говорит в пользу его происхождения. Для меня танец - это язык жестов, универсальный язык мира, проявление истинной свободы, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» балетмейстер, директор Центра народной культуры республики, руководитель ансамбля «Майкопчаночка», лауреат премии Правительства РФ «Душа России» Амербий КУЛОВ.
«Мы стали скупыми»
- Амербий Цуович, что вы вкладываете в понятие «душа России»?
- Мне сложно сказать сразу. Наверное, для каждого из нас это собирательный образ родины. Нежный, чистый. В русском фольклоре Василиса Прекрасная «выступает будто пава», в адыгских сказаниях - красавица плывет по земле. Радуются люди этой красоте. Потому что она несет в себе уважение к женщине, чистоту помыслов, высокую нравственность. Поэтому у россиян отношение к родине особенное. Вне зависимости от национальности, она давала силы пережить трагедии истории. Пережить в единстве, которое не подвластно времени.
Мы богаты не только полезными ископаемыми, мы богаты такой великой культурой, о которой западу остается лишь мечтать. Она поднимает человека из пепла и возвышает его. Так сложилось, что мы не можем быть свободными от нашего родства, от общей истории с украинцами, белорусами, казахами, таджиками. Все мы - душа России, ее загадка, самое большое богатство. И то, что сегодня нас пытаются искусственно разделить, натравить друг на друга, переиначить историю, опасно для тех, кто в силу возраста историю эту еще не знает, для детей наших.
- А как же время? Разве оно не вносит свои коррективы, хотим мы этого или нет?
- А вы уверены, что время и поток информации влияют на нас с лучшей стороны? Лично я сильно сомневаюсь. Взгляните, что выдвигается на первый план: умение делать деньги. Умение неплохое, пока оно не становится манией. Вспомните пушкинского «Скупого рыцаря»: в своей любви к деньгам барон готов был убить собственного сына. И отпрыск недалеко ушел - пример перед глазами. К сожалению, сейчас мы в духовном смысле сделали огромный шаг назад. И дилемма «деньги-любовь» решается нами чаще всего не в пользу последней. Мы стали скупыми на эмоции, широту души, искренность. Да и рыцари по западным лекалам из нас никудышные.
В мире анонимов
- Но неужели так трудно сказать друг другу об этом прямо?
- Тоже разучились. Общаться, глядя друг другу в глаза, разучились. Еще лет 10 назад слово «аноним» употреблялось как негативное. А теперь? Вы в интернет зайдите. Кругом «ники» - мы же все анонимами стали. Мыслим как анонимы, говорим как анонимы, а выглядим аватарами. Потому что, говоря в интернете, мы прячемся под «никами», за свои слова не хотим или боимся нести ответственность. А может, так и не научились нести ее - глаза в глаза.
Из нас долгое время «выкорчевывали» право быть красивым, свободным, выделяться из толпы. Вот и привыкли казаться серыми, незаметными. Боимся широты своей души! В итоге подобострастие с оглядкой назад для многих теперь - норма жизни. Кумиры - налево и направо. Печально, что интеллигенция - в первых рядах. Это разрушает душу, масштаб личности, нацию, государство.
«Амазонки» - танец-крик
- Вы очень активно заявляли о себе: когда были танцовщиком «Нальмэса», балетмейстером, сейчас - режиссером, и директором Центра народной культуры. Не умели ловить «направление ветра»? Или в толпе не нравилось?
- Не стремился ловить и всегда имел свои принципы. В «Нальмэсе» я долгое время был секретарем комсомольской организации. Даже «старикам» в ансамбле «Орида» от нас, молодых, доставалось. Я не любитель красивых слов. Для меня творчество - лучший факт и аргумент. Я свободен, когда говорю со зрителем на языке танца. Каждая моя постановка была выстрадана, продумана от начала до конца, в каждой есть драматургия. Взять хотя бы танец «Шествие черкесских амазонок», за который я получил приз ЮНЕСКО. Перед тем как начать работу над танцем я изучил научные данные о том, что амазонки действительно жили на адыгской земле более 5 тыс. лет назад. У нас ими принято восхищаться. Но задумайтесь: почему женщина становится воином, готовым убивать, пусть даже защищая свою землю? Не потому ли, что мужчины защитить ее не способны? Когда в обществе появляются амазонки или бизнес-леди, когда женщина берется за оружие или подрывает себя, это первый признак того, что общество нездорово и глубоко не устроено. Об этом был танец-крик. Не торжество!
Да, амазонка красива, но что кроется за этой красотой? Она забыла свое божественное предназначение - быть женой, матерью, хранительницей очага. Забыла из-за нас, мужчин. Мы перед ней в неоплатном долгу.
- Получается, нам не хватает знаний о самих себе, своей культуре?
- Получается! Мир уходит от своих корней. Я недавно вернулся из Харбина. Там каждый вечер на площади собираются пары разных возрастов и танцуют, приходят семьями. Придумано отлично! Замените политические трибуны на танцевальные площадки и нормальную музыку, как это сделано в Китае! А так наши дети через 20 лет не смогут станцевать «Барыню» или «Зафак»! Просто не будут знать, что это такое. Пусть лучше общаются в динамике танца.