Глава самой мирной республики на Северном Кавказе поделился опытом с коллегами.
Грани Кавказа
Северный Кавказ – сложнейший историко-культурный феномен и требует нестандартных подходов к государственно-политической организации, – об этом политикам, общественным и религиозным лидерам заявил
– В процессе совместного проживания северокавказских народов исторически складывались различные социо-культурные институты, основанные на народной дипломатии и общих ценностях, они дали современному обществу определенный положительный опыт. Это – и ментальная совместимость различных человеческих сообществ, и мирное сосуществование этносов и конфессий, и осознание того, что разнообразие – это реальность жизни. Это и умение понимать, доверять и помогать друг другу, ценить общение и сотрудничество. Здесь, не идеализируя ситуацию, подчеркну, что во многом благодаря такому умению Адыгея сегодня – мирный регион Кавказа. Мы ценим и дорожим миром, ведь общественно-политическая стабильность в республике – общее достояние мудрости ее жителей, – сказал Аслан Тхакушинов.
Региональный потенциал, считает глава Адыгеи, необходимо энергично использовать для формирования интегрирующего образа «мы – россияне» и позитивного его восприятия в массовом сознании. Политика в стране и регионах должна быть направлена на сохранение каждой этнокультурной единицы и укрепление «единства в многообразии».
Экономика на равных
Основой для стабилизации социально-экономической ситуации и повышения уровня жизни населения Северного Кавказа, по мнению Аслана Тхакушинова, является укрепление реального сектора региональной экономики. Стратегическим приоритетом должно выступать комплексное развитие территорий, исходя из их конкретного ресурсного потенциала и исключая монопрофильность экономики.
Модернизация экономики Северокавказского региона может проходить в направлении ускоренного развития, в первую очередь, агропромышленного комплекса и промышленности строительных материалов. Подъема именно этих отраслей сегодня требуют реализуемые проекты туристско-рекреационной сферы.
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений подверглась критике. Бюджеты субъектов и местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством, зачастую, без источников финансирования. Назрела необходимость изменения действующего налогового и бюджетного законодательства, разграничения полномочий и ответственности между органами власти различных уровней.
– Мы должны признать, что бюджеты всех республик Северного Кавказа дефицитные, а собранные в регионах налоги намного уступают бюджетным расходам. При этом регионы с практически одинаковым ресурсным, природно-климатическим и экономическим потенциалом финансируются по-разному. Это не способствует формированию устойчивой мотивации к созидательной деятельности. Выравнивание диспропорций в межбюджетных отношениях представляется одной из самых актуальных задач государственной политики для достижения в Северокавказском регионе общественно-политической стабильности, социального мира, межконфессионального согласия, – отметил Аслан Тхакушинов.
Программы социально-экономического развития, считает глава РА, должны предусматривать преимущественные инвестиции в те отрасли, где можно занять молодежь и женщин. Самое главное для экономики Северного Кавказа – это полноценное включение ее в общероссийский рынок.