За последние три года объем частных инвестиций в Адыгее составил более 30 млрд. рублей, а сравнения годовых показателей 2008 и 2007 годов по темпам роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет составили 131,3 %. В кризисных условиях на фоне других регионов Адыгее удалось добиться неплохих результатов и стабильности.
На развитие нацелен и научный потенциал республики, который должен работать на модернизацию экономики, введение новых, в том числе, инновационных технологий.
В 1993 году был открыт Майкопский государственный технологический институт. Идея и немалые усилия в его создании, безусловно, принадлежат Аслану Тхакушинову – первому ректору, уже более трех лет возглавляющему Республику Адыгея. Наше интервью с президентом Адыгеи состоялось в канун российского Дня науки.
– Аслан Китович, Вы долгие годы были заняты в сфере образования республики. Оцените, пожалуйста, как за эти годы изменилась высшая школа Адыгеи?
– Адыгея имеет свою специфику, хотя, безусловно, она входит в общероссийскую систему единых требований к образованию. Наши школы всегда работали в унисон с образованием Российской Федерации, но вот продолжение обучения после окончания школы было возможным только в гуманитарном направлении. На территории Адыгеи был один только вуз – государственный педагогический институт, позже преобразованный в университет. С момента создания Адыгейской автономной области, а потом и Республики Адыгея технического вуза здесь не было. И те выпускники школ, которые хотели учиться в Адыгее, фактически дома, продолжать образование не могли. Этот серьезный пробел в системе образования, который был позже ликвидирован с открытием технологического института, который в течение 10 лет стал Майкопским государственным технологическим университетом. В течение первых десяти лет в Технологическом университете уже было до 40 факультетов. Впервые в истории республики МГТУ также получил право обучения иностранных студентов. Кстати, технологический университет тогда стал 24 вузом в российском образовании, имеющим такое право.
– А как был создан мединститут при МГТИ?
Далее, когда наш вуз стал уже технологическим университетом, мы поставили перед российским министерством образования задачу – открыть при МГТУ собственный медицинский институт. Обосновывая эту необходимость, мы учитывали нехватку медицинских кадров в республике. Нам удалось это сделать, и Майкопский государственный медицинский институт был действительно открыт при МГТУ. Сегодня он отметил уже свое 5-летие, хотя первый выпуск специалистов у него впереди. В нем есть основные необходимые нашему региону факультеты – лечебный, фармацевтический и другие.
Если говорить о всестороннем высшем образовании, которое должен иметь каждый субъект Российской Федерации, мы должны создать еще свой вуз в культуре. Тогда Адыгея в собственной системе образования располагала бы всеми необходимыми сегодня направлениями высшей школы для подготовки своих специалистов. Я считаю, что каждый субъект РФ должен иметь в своей региональной системе образования высшие учебные заведения в различных сферах – гуманитарной, технической, медицинской, культурной. А продолжать образование уже на более высоком уровне, в узкой специализации, которую невозможно получить в своем регионе, в этих случаях, конечно, абитуриенты должны быть направлены в существующие центральные вузы страны. Таких выпускников, безусловно, в любом регионе не очень много.
– Аслан Китович, насколько трудно было воплотить в жизнь идею создания такого крупного регионального вуза, как МГТУ?
– Как все новое, то, что требует усилий, такие проекты, безусловно, встречают определенный скептицизм во мнениях. Тогда было достаточно тяжелое время – это 1993 год, многие вузы закрывались по объективным экономическим и другим причинам. И вдруг небольшой город Майкоп, хоть и являвшийся столицей региона, дерзнул открыть собственное высшее учебное заведение, причем нового направления. Это казалось невероятным. Многие руководители даже в Адыгее просто не верили в эту идею.
Были различные мнения и по специализациям в новом вузе. Одним хотелось развивать лесотехническую – на базе Майкопского деревообрабатывающего техникума. Другие считали необходимым развивать аграрное направление, то есть создание сельскохозяйственного института на базе аграрного колледжа. Третьи предполагали создать автотранспортный институт. Для каждого из этих направлений существующей тогда средне-специальной базы – колледжа, техникума – было, конечно, недостаточно. Я посчитал более перспективным их объединить и создать технологический вуз, который готовил бы специалистов во всех этих направлениях. Мне удалось убедить коллег.
– Говорят, с подписанием пакета документов МГТИ связан какой-то интересный факт, это так?
Когда уже весь пакет документов был в Москве на подписи у председателя правительства России, тогда им был Виктор Черномырдин, мне вдруг сообщили, что документы вернулись. В республиканском министерстве образования мне сказали – вот, ничего не получилось. Но я забрал документы, снова поехал в Москву. Конечно, полгода пришлось еще потратить на решение всех вопросов в федеральном центре. Но 13 декабря 1993 года под № 1279 вышло Постановление Правительства РФ об открытии Майкопского технологического института с подписью Виктора Черномырдина, к которому мне удалось проникнуть в больницу! Я сумел его убедить даже в лечебном учреждении. Так Майкопский технологический институт появился де-юре. Ну а фактически, конечно, наполнить институт, который создан практически с нуля, было очень трудно. Дело не только в скептицизме, просто люди часто сопротивляются новому.
– 90-е годы были действительно трудными, как Вам удалось привлечь в новый институт научные кадры?
– Первоначально вакансии мы заполнили собственными кадрами. В технических и гуманитарных направлениях обучения первый и второй курсы большей частью совпадают, в основном у студентов идут общие дисциплины, и это нам помогло, конечно, по началу. В процессе работы мне удалось приобрести около 100 квартир – обеспечение жильем дало нам возможность приглашать научные кадры из Ростова, Краснодара из других городов. Очень серьезно помогло и то, что мы смогли предлагать места в аспирантуре, докторантуре, чтобы приглашенные специалисты могли защищаться и в наших вузах, в том числе Адыгейский госуниверситет нам помогал, предоставляя возможность защищать научные работы нашим экономистам. Помогали и вузы в других городах юга России. Конечно, большей частью мы ориентировались на местные кадры, тем не менее, в узкой специализации, в которой подготовить своих специалистов так быстро не было возможности, мы приглашали научных работников из других регионов, предоставляя квартиры и максимум условий для полноценной работы. И эта практика себя оправдала. Для многих ведущих преподавателей МГТУ и вуз, и республика стали своим домом. Сегодня недостатка в кадрах нет.