С наступлением лета многие родители Адыгеи не знают, каким будет досуг их детей, не знают, как занять ребёнка, чтобы он с пользой и интересом провёл каникулы.
Специалисты считают, что в российских регионах, в частности, в Адыгее, система детского спортивного туризма исчезает.
- Лет 10-15 назад эта система базировались в центрах детско-юношеского туризма, которые существовали с советских времён. Такой центр в Адыгее упразднили. Центр дополнительного образования и спортшкола пытаются что-то делать, но единой системы, в которой бы воспитывались юные туристы, нет. Как результат: в Адыгее в ноябрьском межрегиональном турнире по туризму «Climber» приняли участие 120 детей. Только 12 из них представляли туристскую Адыгею, - рассказал президент Федерации спортивного туризма РА Дмитрий КУЗНЕЦОВ.
В разброс
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Адыгея декларирует себя как туристский регион. Но людей, которые занимались бы развитием детского туризма, нет?
Дмитрий Кузнецов: - Есть профессионалы, ставшие энтузиастами. После закрытия Центра спортивного туризма они разбрелись по учреждениям дополнительного образования и спортшколам. Или вообще забросили занятия с детьми. Сейчас детский туризм передали в спортшколу олимпийского резерва. Зачем? Там хватает самбо, дзюдо, ушу, лёгкой атлетики. А тут ещё мы ей на голову свалились. Я предлагал министерству образования Адыгеи сразу две концепции развития детского спортивного туризма. Отказались.
Неразбериха и отсутствие единой системы подготовки ярко видны на ежегодном первенстве Адыгеи по спортивному ориентированию, куда съезжаются команды со всех муниципалитетов республики. 70% участников даже дистанцию пройти не могут. Это к слову о возрождении ГТО и так далее. Команды подбираются ради галочки в отчётах. Нет заинтересованности. Поэтому и походы перестали проводиться. Федерация составляет календарь турниров и походов. Раньше ежегодно их было не меньше сорока. Теперь сократилось вдвое - это к слову о том, чем заняться детям летом. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок рос здоровым, сильным. В Москве занятия в секции туризма стоят 5 тысяч рублей. В Адыгее эти секции бесплатные, но о них ни один родитель не знает.
Инструктор на доверии
- Ежегодно в горах Адыгеи гибнут туристы, которые находятся в группах, сопровождаемых инструкторами. Почему?
- В Адыгее развиваются экстремальные виды туризма. В погоне за рублём человеческая жизнь отходит на второй план. Когда я учился в школе туризма, у нас было четыре уровня подготовки. Сегодня же по законодательству требований к инструктору нет. В законе просто прописано, что у группы должен быть гид-проводник. А об уровне его подготовки не сказано ничего.
- Получается, что сегодня любой человек может объявить себя инструктором по туризму и повести людей в горы?
- Запрета нет, впрочем и для инструкторов нет ни нормативов, ни диплома, ни требований. В мае мы, профессиональные пешеходники, спускались с горы Тхач. Навстречу две туристки - одна из Челябинска, другая - из Москвы. Я удивился: «Вы куда? Где инструктор?». Мне отвечают, что он ведёт группу медленно, девушкам стало скучно и они просто «удрали». Правда, попросили меня предупредить инструктора, что они пошли в гору. Уговоров, объяснений, что это опасно, даже не стали слушать. Встретил я инструктора минут через 10. Он спокойно выслушал, поблагодарил и пошёл дальше. К сожалению, сегодня поход в горы часто стал путешествием на «авось».
Своя метода
- В этом году сертификаты Майкопской школы инструкторов получили только 25 выпускников - половина из учившихся.
- Майкопская школа инструкторов и в Советском Союзе, и в России считалась самой сильной. Поэтому и требования у нас жёсткие. За полгода надо освоить теорию и практику. Для базового курса совершить 10 походов в горы. В дипломе каждого стоит моя подпись. Это значит, что я отвечают за каждую полученную инструктором оценку. Дай бог, если из этих 25 хотя бы трое-четверо останутся в туризме. Средняя зарплата начинающего тренера по туризму и инструктора - чуть больше 4 тысяч. А подсобного рабочего на стройке - 12-15 тысяч. Что выберет молодой парень?