Двое жителей Адыгеи вошли в состав уникальной экспедиции «Лена 2014», которая стартовала в мае и благополучно завершилась в июне. Пройти по одной из самых больших и полноводных рек России отваживались не многие.
Известно, что такую попытку предпринимали иркутские журналисты, но для этого им потребовалось шесть лет.
Старт в День Победы
- Та попытка осуществлялась в три этапа. Тогда, у самого финиша, одну из лодок участники едва не потеряли, попав в жестокий шторм. Их спасло чудо - буксир, который ходит в тех местах пару раз в неделю. Затопленную лодку подняли, людей спасли. С тех пор больше никто не пытался, - рассказал один из участников экспедиции, фотограф и оператор Артур ЛАУТЕНШЛЕГЕР.
Так получилось, что старт экспедиции и её финиш выпали на более чем знаменательные даты - День Победы и День России - именно в этот день группа преодолела ещё 2 тыс. км обратного пути из «Сокола» в Якутск. Первая часть маршрута началась в Иркутске. Там экспедиция встала на воду и по Ангаре вышла в Байкал. На главном озере страны были впервые опробованы лодки, которые сделали три петербургские фирмы, и оценена работа японских лодочных моторов из серии, которая до этого никогда не эксплуатировалась в России.
- Одна из главных целей нашего путешествия - снять документальный фильм о Лене, об уникальной природе этих краёв - от южной Сибири до Полярного круга. Нам ведь довелось побывать в местах, где вообще никогда не ступала нога человека, - рассказывает Артур.
К природе здесь отношение особое. Живут в этих краях, в основном, охотники и рыбаки. Это основной промысел. Территории неофициально поделены между семейными кланами - якутскими и других северных народов. Встречаются и «приезжие» - здесь до сих пор работают золотодобывающие артели. Как и прежде, люди там серьёзные, несловоохотливые, но ночлегом и едой всегда готовые поделиться. Кстати, ещё одна особенность тамошнего населения - отзывчивость и участие. За еду или ночлег денег брать не принято.
- Люди с совершенно другой ментальностью. Причём, не только местные народы, но и русские, живущие в тех краях. Особый уклад, другая философия, другое отношение к происходящему. Во многом другие правила жизни, которые не следует нарушать, - рассказывает второй участник похода Дмитрий ФРИЗ.
Можно было бы добавить - есть и свои законы, которые появились не одну сотню лет назад. Впрочем, так и положено в краях, далёких от цивилизации. Между прочим, в местах, где прошла экспедиция, не продают крепкого спиртного - из-за особенностей организма местного населения. Даже пиво реализуют строго по часам. Правда, основная «валюта» в тех краях - спирт, на который можно многое выменять.
Ничего общего
Лена в среднем течении - это активное судоходство и наибольшая плотность населения по берегам, вплоть до Якутска. Далее были 1700 километров, по самым безлюдным районам России, где плотность населения менее 0,05 человека на квадратный километр. Зато всевозможного зверья - видимо-невидимо: и пресловутые медведи, и даже суслики, которые чаще ассоциируются с калмыцкой степью. Но больше всего поразила сама река.
В нашем понимании - это Волга или Кама, Терек или Кубань, что-то больше, что-то меньше, что-то бурное, а что-то гладкое, словно озеро. Но ничего общего ни с равнинными, ни с горными реками у Лены нет.
- От полного штиля до лютого шторма на Лене может пройти всего 5-7 минут. Местами расстояние между берегами составляло 20 километров. Когда не видно берегов, невозможно угадать, где и когда ты попадаешь в приток, который тоже может шириной в несколько километров. Помогала спутниковая навигация, - рассказывает Лаутеншлегер.
К счастью, все испытания погодой выдержали и люди, и техника. Правда, не все - двое участников с дистанции сошли, и помогали экспедиции из условий цивилизации.
Воду из Лены можно пить даже во время судоходства - просто черпать кружкой из борта лодки. На вкус она не совсем привычная, зато чистая. И, как ни странно, на всём своём протяжении имеет золотистый оттенок. Не потому ли во все времена сюда стремились искатели приключений, а места эти окутаны легендами?
Но главное богатство Лены, конечно же, не в золоте. Здесь ценно всё - могучий утёс, медвежья берлога в глухом лесу и многочисленные таёжные тайны.