«Недавно на совещании в Москве учёные пришли к выводу, что популяция европейского зубра в Кавказском биосферном заповеднике, которая составляет всего 620 особей, слишком мала для расселения её по заповедникам страны. Это не удивительно», - считает путешественник, мастер спорта по горному и спортивному туризму Максим Богатырёв.
- Я ежегодно участвую в подсчёте благородных оленей, медведей и зубров. Сколько раз мы наблюдали, как в самом ядре заповедника, медведь спокойно проходит мимо косуль, но, едва завидев человека, животные пугаются и убегают за считанные секунды. Это говорит о том, что они знают: от человека исходит смертельная опасность. Но откуда боязнь, если это охраняемые территории и человека животные бояться не должны? Яркий пример - поведение животных в европейских заповедниках. Недавно я вернулся из путешествия по Латинской Америке, побывал в пустыне Сальвадора Дали, названной так из-за пейзажей, напоминающих сюрреалистические картины художника. Был и на плато Антиплано (Боливия). Это национальный заповедник. Гуси, утки, цапли, розовые фламинго, ламы, броненосцы, шиншиллы совершенно не боятся человека. Их можно фотографировать, стоя совсем близко, даже покормить. Этот высокий коэффициент доверия доказывает, что заповедных животных очень хорошо оберегают от истребления. Они на самом деле являются достоянием страны. В то самое время, как редкие животные Кавказского биосферного заповедника считают самым большим своим врагом человека с ружьём. Убегают, потому что зная его убийственную силу, - считает Максим.
Есть и ещё вопросы, но уже к правоохранительным органам. Откуда на территории Кавказского заповедника, в местах, куда и туриста-профессионала не всегда пускают, горы бытового мусора, который разлагается десятки лет? Откуда у заповедной реки удочки для ловли рыбы, занесённой в Красную книгу, и мангал, чтобы её пожарить? А если так, то насколько заповедны эти территории, должна разбираться прокуратура республики.