Майкоп, 14 ноября - АиФ-Адыгея. Даже в обществе потребления. Этому учит студентов Института искусств, который отметил 40-летие.
- Порой в институт берём людей даже без музыкального образования, лишь бы сделать набор. Приходится выживать в условиях демографической проблемы, невостребованности профессии учителя, - рассказала директор Института искусств Адыгейского гос-университета Наталья Чепниян.
История парадокса
- Наталья Львовна, 40 лет Институту искусств. Что для вас значит эта дата?
- Мы родились на базе музыкально-педагогического факультета, который был вторым вузом на юге России после Краснодарского университета культуры, который выпускал учителей музыки. Нынешнему институту только 15 лет - подростковый возраст. Сейчас трудно представить, как в 70-е годы была востребована профессия учителя музыки, конкурс был самым высоким в пединституте. А сейчас все мечтают стать банкирами, экономистами, моделями.
- Может, и хорошо, что был жесточайший отбор?
- В то время - конечно. И в музыкальное училище тоже. А сегодня нет престижа у профессии. Мы живём в обществе потребления, бездуховном и безнравственном. Я читаю предмет «история музыки», который нельзя изучать без знаний по истории вообще. Изучаем эпоху романтизма, спрашиваю дату начала первой буржуазной революции. В ответ - тишина. Не знают даже лозунга парижской коммуны «Свобода. Равенство. Братство».
Когда мы в конце 60-х получали образование, в Майкопе была всего одна музыкальная школа. Поступить в неё было невозможно. Конкурс на фортепиано - 6-8 человек на место. При поступлении на класс баяна, смотрели, какая у ребёнка растяжка рук, чтобы решить - на баян или аккордеон отдавать. Зато теперь школ много, а дети в школу не идут.
Дойти до школы
- У вас учились солистка Мариинского театра Марина Шагуч, солистка Большого театра Маргарита Мамсирова. Вы им не говорили, что творчество станет сферой услуг?
- Тогда не говорила. Не сказала бы и сейчас. Мы всегда говорили о высоком. Истинное творчество не может стать услугой, даже если за него платят. У меня в дипломе написано «преподаватель теоретических дисциплин, музыковед», и я рада, что из всего этого я выбрала историю музыки, где я говорю о творчестве великих композиторов, уникальных шедеврах. Это то, что мне близко.
- А студенты слышат эти дорогие вам вещи?
- Слышат и знают. Я трепетно отношусь к тому, как они реагируют на высокий штиль. В прошлом году читала лекцию по Шуману «Любовь поэта» на стихи Гейне. Закончила теорию, села к роялю, спела романс «Я не сержусь». Одна из студенток заплакала. Тогда я поняла: не всё потеряно, если даже в моём, неквалифицированном исполнении, музыка вызывает слёзы.
- Что теряет школа сегодня?
- Ничего. Мы готовим отличных учителей музыки, имеющих хорошую методологическую базу. Если наши студенты дойдут до школы, всё будет в порядке - образование получит классных, инициативных молодых специалистов. Лишь бы дошли. Но это уже проблема государства.
- На конкурсе юных дарований «Звёздочки Адыгеи» последние годы от эстрадников отбоя нет. Вас это не пугает?
- А что делать? Эстрада стала фишкой последних 20-ти лет.
Мы тоже открыли эстрадный класс. У нас в учебном плане есть предмет «вокальная подготовка». В его рамках открыли класс эстрадного пения. Специально пригласили на работу заслуженную артистку России Тамару Нехай. У неё хотят учиться и достигают прекрасных результатов. Кстати, они ставят рок-оперы, мюзиклы. Лучшие после окончания института попадают в профессиональные коллективы нашей республики. А ведь это учителя музыки, а не профессиональные вокалисты. А то, о чём вы говорите - повальном увлечении эстрадой - это влияние рекламы, СМИ, жажда быстрой популярности и «лёгких» денег. Это печально. Тем более что эстрада у нас сейчас, в целом, плохая.
Где преемники?
- Мы гордились страной высокой культуры. Теперь появилась и свобода...
- Свобода - штука коварная. Ею надо уметь пользоваться. Анализируя ситуацию, прихожу к выводу, что любая свобода должна быть ограничена. Верю: на культуре надо не зарабатывать, ею надо воспитывать! Она всегда была дотационной и находилась под покровительством меценатов. Художники, писатели, музыканты жили очень скромно. Пока государство не поймёт, как важен «Учитель Искусства», несущий ребёнку высокое духовное начало, мы не построим страну высокой культуры.
- Тогда что для нас сегодня счастье?
- Новое поколение любит жизнь, которая без усилий и труда даёт сразу всё - машину, квартиру, престижную работу, поездки за границу. В погоне за благами мы перестали слышать друг друга. В обществе размыты понятия: уважение к окружающим людям, любовь к своему делу. Поэтому культурным обществом нас назвать нельзя. Сейчас мы гордимся тем, что наши земляки работают в Москве, Санкт-Петербурге, Испании, Канаде.
Очень люблю творчество Аслана Нехая. Его аранжировки народных песен - просто фантастика. Но кто придёт ему на смену? Чеслав Анзароков, Гисса Чич - пожилые люди, им за 70 лет. А кто за ними? В республике больше нет ни одного композитора. Где программа по воспитанию и сохранению талантов? И что мы будем делать лет через 15 с музыкальной культурой Адыгеи? Поэтому я желаю нашим аксакалам в области музыкальной культуры - здоровья и творческого долголетия.
ДОСЬЕ: Наталья Чепниян родилась в Ростове в 1956 г. В 1975 г. окончила Майкопское музыкальное училище. В 1980-м - Ростовскую консерваторию им. С.Рахманинова. В этом же году вернулась в Майкоп и стала преподавателем теоретических дисциплин в родном училище. С 1998 г. - директор Института искусств Адыгейского университета. Кандидат искусствоведения.