Примерное время чтения: 6 минут
1474

Мира Унарокова об автономии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «АиФ-Адыгея» 11/07/2012

Сегодня она готовит уникальное издание каталогов предметов национального быта, которые хранятся в зарубежных частных коллекциях.

Автономия и самосохранение

- Мира Юнусовна, на ваш взгляд, создание Адыгейской автономной области какую роль сыграло в жизни народа?

- Если народ как этнос уходит из своей привычной экологической и географической территории с привычным образом жизни, укладом, это отрицательно сказывается на сохранении его единства. В начале XX века для малочисленных народов требовалось 4 внешних параметра, чтобы получить свою автономию. Это - культурно-историческая общность, территориальная, языковая и экономическая. Без единства территории не может быть экономики - это понятно.

Ещё два аспекта: историко-культурная и лингвистическая общность людей имеют едва ли не большее значение для сохранения народа. Поэтому, я считаю, создание автономии адыгам очень помогло. Без поддержки крупного государства малочисленным народам просто не выжить.

- Вы относите адыгов к определению «малых народов». Почему?

- Не малых, а малочисленных. Первый враг этнографа - время. Я исследую факты этноса не для того, чтобы его обособить, а чтобы сохранить целостность, его самобытность. В демографии России сейчас происходит весьма интересный процесс! Имею в виду постсоветский период истории. В этнографической литературе СССР значилось до 130 малочисленных народов. Первая перепись нового времени в 2002 г. показала - их стало 160! Естественно, за 12 лет такое количество новых народностей просто не могло сформироваться. Что же произошло? А вот что - в полном перечне национальностей на территории России последней строкой записано: «шапсуги». То есть, 3000 адыгов назвали себя шапсугами. Теперь это самостоятельный народ в РФ. В последней переписи 2011 г. их количество увеличилось ещё на 400 человек. Так вот, рост числа малых народов в России - результат смещения этнического сознания у определённых субэтнических групп. По данным 2011 г. в РФ уже 194 народа.

Я - уже народ?

- Сколько людей могут составить понятие «народ»? Один, как известно, в поле не воин?

- Представьте себе, воин! Примерно в восьмом веке на территорию Турции переселились 12 тыс. армянских воинов с семьями. Часть из них пришла в Черкессию - 4 поселения. За 1 тысячу лет адыги полностью ассимилировали армян! Это удивительный факт - армяне, где бы они ни жили, всегда остаются со своим языком. Язык является главным символом этнической идентичности народа. У этих армян сегодня образ жизни, архитектура, язык - адыгские. От армянского происхождения у народа осталось лишь историческое сознание. В 1839 году они получили по ходатайству от Императора России земли в Краснодарском крае. То есть г. Армавир основан адыгскими армянами. Этнографы выделяют их в отдельный этнос, у этой группы есть своё научное этническое название - «армавирские адыги», или черкесо-гаи.

- Ассимиляция с евгеникой всё так путают?

- Есть даже анекдот на эту тему, точнее, народная быль. Молодой доктор, адыгейка приехала в Армавирский район работать по распределению. Приходит по вызову к женщине в армянский дом. Больная спросила имя у доктора, узнала, что её зовут Сара, что адыгейка, и запричитала: «Ты меня сразу вылечила, мне больше ничего не надо, я могу говорить с тобой на родном языке! Я выходила замуж за армянина, а оказалось, он не умеет говорить на адыгском. Что за армянин, который на адыгском не говорит?».

- Мира Юнусовна, имя Сара откуда появилось в адыгском языке?

- Есть и у адыгов приверженность к заимствованию, но скорее на почве религии. Имена Мариет, Мерем - идут из христианства, от имени Девы Марии. В «Именнике» адыгов значатся иудейские, христианские и мусульманские имена. Все Галины имеют адыгский эквивалент имён, как Нэфсэт - это эквивалент Светланы. В исламе, как известно, адыги считаются младо-мусульманами. Поэтому здесь нет классического мусульманства, а период перехода к атеизму был лёгким. Ислам в Адыгее - только полтора столетия, а христианская религия исповедовалась несколько тысячелетий.

- Проблемой малых народов считаются смешанные браки. Отсюда идёт смешение родов и теряются исторические корни?

- Знаете, я посчитала в моём роду и роду моего мужа - 28 русских фамилий. Но в сохранении народа очень важную роль играет фактор большинства. Например, скифы, сарматы перекочевали сюда, слились и растворились, их нет больше. Дети из русских семей, которые находятся в адыгской среде, как правило, адыгоговорящие. То есть проблема не только в смешанных браках, а в том, в какой этнической среде они создаются. Всегда. У меня есть тётушка Лена, она воспитывалась в русском ауле, вышла за адыга замуж, счастливо прожила свою жизнь с ним. И вот вам факт: у неё на стульчике рядом с молитвенным ковриком висят чётки. Она мне рассказывает: «Знаешь, я беру в руки чётки и сто раз читаю мусульманскую молитву. А потом ещё сто раз читаю «Отче наш». Вот вам и вывод из всех многовековых противоречий и войн. У любого народа, если он живёт, меняется и философия.

Наука о людях

- Мира Юнусовна, в Адыгее есть Центр адыговедения. В чём его главная задача?

- В начале 2000 года на факультете адыгской филологии и культуры Адыгейского госуниверситета была создана кафедра истории и культуры адыгов. Факультет изначально ставил перед собой только педагогические задачи, он выпускал квалифицированных учителей для национальной школы. В том же году при кафедре был открыт Центр адыговедения. С этим несколько изменился профиль факультета. Кафедра истории и культуры адыгов - единственная в мире, работающая в образовании, в высшей школе.

- В те годы национальные приоритеты вызывали неоднозначную реакцию. Нужно было найти веские аргументы, чтобы её открыть?

- Вы знаете, ещё в советское время в Адыгее эту идею вынашивала очень талантливая женщина, известный учё ный, лингвист Зайнаб Керашева. С её именем связано определение «первая». Она первой в Адыгее защитила кандидатскую диссертацию, изучив в «полевых» условиях шапсугский диалект адыгейского языка. А в те годы женщины из национальных автономий практически не имели доступа к высшему образованию. Она была воспитанницей учёного-филолога, языковеда с мировым именем, профессора Тбилисского госуниверситета Арнольда Чикобавы. Когда мы говорим: первая адыгейка - кандидат наук, для малого народа это очень много значит! Хотя богом отмеченные женщины не могли реализовать себя и в России, достаточно вспомнить Софью Кавалевскую.

ДОСЬЕ:  Мира Унарокова родилась в ауле Хатажукай Шовгеновского района Адыгеи. После окончания Адыгейского педучилища поступила в Тбилисский госуниверситет. Занималась научной работой в Национальном музее РА, кандидат филологических наук, доцент Адыгейского госуниверситета, известный этнограф.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах