Майкоп, 22 мая - АиФ-Адыгея. К 2020 году использовать природный газ в качестве моторного топлива должны от 10% до 50% общественного автотранспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб, в зависимости от численности населения в конкретном городе.
Плюсы голубого топлива
Столица Адыгеи обязана переоснастить до 10% транспорта. Правда, в Адыгее автобусы и «маршрутки» перевели на газовое топливо ещё до постановления российского правительства - просто выхода другого не было.
- Если бы не газ, наши перевозчики давно были бы банкротами, – говорит начальник отдела городской инфраструктуры Майкопа Владимир КОНОВАЛОВ. – В городе низкие тарифы и слабый пассажиропоток. Только газ спасает транспортную экономику.
В Майкопе газобаллонное оборудование (ГБО) установлено на всех микроавтобусах, (а их более 400) и более чем на 80% автобусов крупной и средней вместимости.
Выгоды голубого топлива подтверждают и перевозчики. Пропан-бутан дешевле бензина примерно в два раза, метан – в три раза. И хотя сэкономить столько же не получается по ряду причин: часть прибыли уходит на техобслуживание, освидетельствование оборудования и повышенный расход топлива, газ всё равно обходится дешевле.
- Всё зависит от правильной эксплуатации, - рассказывает руководитель одного из транспортных предприятий Майкопа Алексей ПЯТНИЦКИЙ. – Например, заводить машину и прогревать двигатель нужно на бензине, и только после этого переключаться на газ. Техосмотр надо проходить вовремя, чтобы избежать поломки двигателя. Но даже эти риски, в конечном счёте, окупаются.
Установщики газобаллонного оборудования утверждают, что двигатель с ним «проживёт» ещё дольше, чем при работе на бензине. Это объясняют тем, что газ сгорает полностью, не оставляя нагара. А за счёт октанового числа (более 100), двигатель работает без детонации. И главное - газ более экологичный.
Минусовой выхлоп
Бытует мнение, что газ опаснее бензина. В республиканском ГАИ данных о серьёзных автомобильных авариях и пострадавших из-за неполадок с газом нет, однако подобные случаи в стране были.
Установщики ГБО заявляют, что бензин легче воспламеняется и находится в тонкостенном баке, в то время как газовый баллон изготовлен из стали внушительной толщины, и разрушить его непросто. Мнения обывателей расходятся.
- Я бы не стал возить под боком этот «снаряд», - говорит автолюбитель Игорь ХРАМОВ. – Может, баллон и прочный, но если он всё же не выдержит, газ под давлением попросту взорвётся. Кроме вопросов безопасности есть и ещё ряд минусов. Вес топливного баллона изменит баланс автомобиля не в лучшую сторону. Мощность двигателя упадёт, а расход топлива – вырастет. Ездить на ТО придётся чаще. Сегодня газовых заправок элементарно не хватает. В Майкопе их около дюжины, причём лишь на двух можно купить метан, на остальных заправляют пропан-бутаном. Перевозчики признаются, что на газозаправочных станциях образуются часовые очереди, а залить газ «про запас» не получится.
И это далеко не полный список проблем, которые идут в комплекте с ГБО.
КСТАТИ: Метановое газобаллонное оборудование обходится примерно в 50 тыс. руб. Вернуть эти затраты перевозчик сможет уже через 3-4 месяца.