Примерное время чтения: 8 минут
321

Тему «Психологическое здоровье населения» обсудили психологи Адыгеи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-АДЫГЕЯ 23/11/2011

От чего зависит наше душевное спокойствие? Что происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Что мы вынесли из ХХ века и с какими проблемами столкнулись в XXI-м? Ответы на эти вопросы стали «точками роста» психологии как науки, главная задача которой - сохранение психического здоровья.

Без паники!

- Мы перешли из XX века в XXI-й, от индустриального общества к информационному. Как это сказалось на психологическом здоровье?

Руслан Гучетлев, президент городского клуба психологов «Инсайт»:

- Мы радовались появлению новых информационных технологий, веря в то, что они освободят человеку время. И столкнулись с главной на сегодня проблемой - переизбытком информации. Сейчас перед нами остро стоит проблема информационной безопасности. Информационный поток дает нагрузку на сенсорные системы человека. И люди просто «замораживают» свои чувства. Накопленные эмоции выплескиваются в так называемых «панических атаках». Сейчас количество таких людей значительно увеличилось. Где же выход? Для взрослых - в расстановке приоритетов, жесткой фильрации нужной информации от «мусора». Детей этому надо учить с раннего возраста.

- Приоритеты человека формируются в семье. Хотя по данным статистики, в XXI веке институт семьи устаревает. Что по этому поводу говорят психологи?

Елена Мартыненко, педагог-психолог, семейный консультант:

- Семья играет ключевую роль в судьбе человека. До 3 -х лет у человека формируются нравственные нормы. Не со слов родителей - с их поступков. Успех или неуспех - программа, заложенная в детстве. Но около 50% молодежи считает нормой ни к чему не обязывающий гражданский брак. До 80% браков в России распадается. От 30 до 40% первоклассников - дети из неполных семей. А это - мальчики с женской программой воспитания: «не хочу - не буду», девочки, которые без отца не имеют опыта взаимодействия с противоположным полом. Частые проблемы - непонимание между супругами, детьми. Нельзя нарушать правила игры под названием «семья» - не нами этот институт придуман!

Элла Тельминова, клинический психолог республиканского психо-неврологического диспансера:

- Не согласна с мнением, что институт семьи переживает кризис. В зависимости от времени меняются ценности. В начале 90-х я работала со старшеклассниками. Семейные ценности были на 5-6 месте. А к 2000 году и далее - ценность семьи возрастает, опережая остальные. Молодые люди убеждены: если в трудные моменты жизни семью удалось сохранить, то она будет крепнуть. Многое передается из поколения в поколение. Стоит учитывать, что семейные узы на Кавказе и Кубани очень сильны.

«Недетские» проблемы

- Все мы родом из детства. Но чем дальше, тем конфликт отцов и детей острее. Почему?

Елена Ионова, педагог-психолог МБДОУ №32 г.Майкопа:

- Невозможно помочь ребенку без коррекции детско-родительских отношений. Есть 4 стиля родительских отношений: принятие и любовь, явное отвержение, излишняя требовательность и чрезмерная опека. В первом случае ребенок растет гармонично, а, например, чрезмерная опека ведет к зависимости: алкогольной, наркотической, любой. Что делать для коррекции стиля родительского воспитания? Это долгосрочная семейная терапия. Какие проблемы могут быть у ребенка в 4 года? Он индикатор семейных проблем. Значит, помощь нужна родителям. Но в рамках детсада эта программа не разрешима. Может, мы могли бы обменяться контактами и помочь родителям вместе?

Ирина Князева, психолог СОШ №7, член Федерации психологов России:

- Двумя руками - «за»! Мы даем консультации родителям. Но не все они приходят за помощью к психологу. Мужчины - редко, на моей памяти только 2 раза, да и то опекуны. А мамы и бабушки - часто. Я долго работала с мальчиком, который в школе считался драчуном. Ребенок после курса коррекции и консультации пришел домой, и его «отходил» ремнем отец, который только вернулся из командировки. На следующий день этот мальчик зверски избил одноклассника. Вся работа - насмарку! Без терапии родителей работа с детьми малоэффективна, ведь они возвращаются в ту же самую семью!

- А с какими проблемами сталкиваются ребята в профучилищах и колледжах?

Вера Архипова, педагог-психолог ПЛ №2 (ст. Ханская):

- Не секрет, что к нам приходят дети из неблагополучных семей, из семей неполных и многодетных, где на первом месте стоит вопрос выживания. К нам приходят дети из интернатов, которые не знают, что такое любовь и ласка. Мы их принимаем такими, какие они есть. Стараемся понять их проблемы, помочь. Это и социальная стипендия, бесплатное трехразовое питание для тех, кто проживает в общежитии, которое тоже бесплатное, современный спортивный зал и кружки по интересам. Недавно ребята вернулись с отдыха из санатория «Лань». Вы бы видели их глаза! Можно сказать, что психологу у нас помогают все: от вахтера общежития до мастера и завуча. Ребята получают то признание, которого были лишены в школе. Но мы не в силах исправить те 15 лет, которые прожиты. Главное, чтобы они не растеряли этого тепла...

- Человек проводит в школе 9 или 11 лет жизни. И многое зависит от того, кто учит наших детей...

Лариса Вереса (Страшко), бизнес-тренер, психолог, координатор клуба «Инсайт»:

- Не секрет, что многие из педагогов «застряли» в детстве. Они потому и идут в школу, что интуитивно чувствуют потребность в завершении отношений со своим детством. Порой ведут себя инфантильно, а когда дети садятся им на голову, мгновенно занимают жесткую родительскую позицию. Если человек «ранен в детстве» и при этом общается с неокрепшими душами, идет воздействие напрямую: учитель лечится, создавая проблемы у детей. В то же время учитель, сохранивший детство в душе, лучше понимает своих воспитанников, он им ближе.

Как гармонизировать эти отношения? Говорят, в израильских школах психолог существует только для преподавателей и родителей, а не для детей. На примере своего лицея №8 скажу: учителя все чаще обращаются с проблемами к психологу, но до идеального взаимодействия далеко! Считаю, что в педвузах надо вводить обязательное прохождение индивидуальной психотерапии. Чтобы за 5 лет обучения подлечить «раны детства» будущих педагогов.

Деньги - зло?

- Сегодня отношения к деньгам - причина многих симптомов нездоровья. Так деньги - это зло?

- Именно так ответило 13 из 15 участников тренинга «Психология успеха» для старшеклассников. А когда я спросила: «Кто хотел бы иметь достаточное количество денег для решения своих проблем?», - лес рук. «Получается, вы хотите привлечь в свою жизнь зло?». Ребята растерялись. Эта двойственность мышления - из семьи. Здоровому отношению к деньгам надо учить с детства. Деньги для жизни, а не жизнь для денег.

- Часто молодым людям хочется всего и сразу. Это ведет к преступлениям. С какими проблемами работают психологи УФСИН?

Денис Суворов, начальник психологической службы УФСИН РФ по РА:

- Чтобы вернуть человека к нормальной жизни, нужно немало усилий. Сегодня на территории республики 1920 заключенных. Преступность в стране омолодилась. 20% - это лица до 25 лет, то есть каждый пятый. 80% осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. 80% женщин и детей, попавших в тюрьму, подвергались насилию в семье. Но у каждого из них есть право на бесплатную помощь психолога. Мы помогаем осужденным прорабатывать проблемы, с которыми они столкнутся на воле, учим людей жить в мире с самим собой, с окружающими.

В женской колонии, например, функционирует арт-терапевтический театр, песочная терапия. В исправительных учреждениях проблем у человека меньше, чем на воле. Есть питание, одежда, крыша над головой. Когда человек выходит на свободу, у него - пакет документов, 720 рублей, билет к месту постоянного жительства и сухой паек на дорогу. Но трудности психологической адаптации сразу дают о себе знать. Многие не выдерживают испытания свободой и возвращаются на зону. Поэтому сейчас в разработке - проект о постпеницитарном сопровождении.

Думаю, сменится ни одно поколение, пока решатся проблемы семьи, школы, общества.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах