«Сегодня в колледже много талантливых студентов. Но много и тех, кто просто «пребывает» на занятиях. Есть чудные голоса, хорошие сердца, но мало индивидуальностей, которые бы потрясли», - считает заслуженный работник культуры РСФСР.
Шпаргалка для студента
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Вы воспитали целую плеяду талантливых российских певцов: солистка Мариинского театра Марина Шагуч, солистка Большого Маргарита Мамсирова, известная джазовая певица Софи Окран. Не было зависти к успехам учениц?
Раиса Панеш: - Только белая - я гордилась их успехами. Марина Шагуч настолько музыкальна и чувственна, что запросто могла выдавить слезу у слушателя. На выпускном экзамене председатель комиссии - известный скрипач и преподаватель Ростовской консерватории Соломон Куцовский - всегда делал пометки в своей тетрадке, пока выпускники пели шесть обязательных произведений. Когда запела Марина, он отложил тетрадь и попросил нас не мешать ему слушать «готовую певицу». На экзамене Марина спела ему не шесть, а десять произведений.
В Ленинграде после исполнения арии Марфы из «Царской невесты» её сразу взяли на заметку и не прогадали - Марина долгие годы была звездой Мариинского театра. Сейчас живёт в Чехии, ведёт свой вокальный класс.
Маргарита Мамсирова сделала себя сама - с прекрасным голосом и трудолюбием. Софи Окран просто хочу сказать спасибо: правда, ей не совсем нравилось академическое пение, классическая манера исполнения. Софи искала себя - и нашла в джазе и блюзе.
- Если студенты талантливы, что делают педагоги?
- Открывают природные голоса. Педагог по вокалу - шпаргалка для студента. У пианиста есть рояль, у скрипача - скрипка, а инструмент вокалиста - голос, он невидим, его слышит только педагог. Ошибка молодых ребят в том, что многие из них поют чужими голосами. Мне очень нравилась молодая Тамара Гвердцители - сочный, могучий голос. Но когда она начала подражать манере пения Эдит Пиаф, - извлекать звук с сильной вибрацией, очарование пропало. Это был чужой голос. Никогда не ставлю в пример студентам пение звёзд. На сцене индивидуальность важнее голоса. Поэтому люблю слушать безголосых, но ни с кем не сравнимых Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Леонида Утёсова.
Нет сил на рекорды
- Вы окончили Ленинградскую консерваторию. Чему в своё время учили вас?
- Мы - 12 студентов национальной студии - пришли в консерваторию из самодеятельности, нот не знали. Поэтому нам на учёбу дали не пять, а шесть лет. Год мы постигали нотную грамоту и все шесть лет учились слушать и думать.
Думали о музыке, об интерпретации, посещая всевозможные концерты. Знаете, я не люблю современную эстраду - сегодня певцы больше поют ноты. Это разные вещи. Мы через пение учились выражать свою душу, а молодые показывают голос и технику. Хотя к их технике масса претензий, ведь настоящий оперный певец без микрофона способен перекрывать оркестр.
Но просто техника и голос - это неинтересно, это не трогает, ради этого не стоит выходить на сцену. Опера - это целый комплекс физиологии и психологии, в опере ты постоянно должен быть в состоянии совершения мирового рекорда. Не всем это под силу. Печально смотреть, как действительно золотые голоса России переходят в разряд натуральных блондинов с микрофоном.
- У вас были кумиры?
- Были потрясения. Как-то в коридоре консерватории мы услышали божественный голос, который разносился по всем этажам. Я кинулась к концертному залу, заглянула в проём двери - на сцене пел молодой красавец. Я как вкопанная простояла у двери до конца арии. Это был молодой Владимир Атлантов, один из величайших теноров мира. На несколько лет позже меня в консерваторию пришла Елена Образцова. Вот кто умел шикарно импровизировать, талантливо выходя за рамки привычного исполнения, наполняя арию собой.
Эпоха хулиганов
- Сегодня кассу собирают скандальные оперы. Возвращаемся к истокам?
- Нет, деградируем. То, как порой хулиганят режиссёры в опере, не поддаётся описанию. Что они творят с либретто, с постановками, бесконечные переносы из одной эпохи в другую, надуманные ситуации и самое главное, зачем это надо? Только не говорите, что пьяная мать Татьяны Лариной или Онегин с нетрадиционной ориентацией - новое слово в опере. Это не новое слово, а прикрытие собственной бездарности и беспомощности.
Будут другие времена, другой репертуар - экспериментируйте. Но калечить то, что сделано до вас великими композиторами, писателями, художниками, непозволительно.