Отсутствие подъёмника, элементарной уборной на территории, обрушение плит фасада и пандус, установленный с нарушениями норм - такие проблемы сегодня существуют у железнодорожного вокзала Майкопа.
У истории в плену
С железнодорожным вокзалом столичного центра тесно связана история города и страны. Построенный в 1910 г., усилиями городского головы Зинковецкого, он принимал первый поезд. В сентябре 1918 г. в боях против белогвардейских войск здесь погибло более трёх тысяч бойцов майкопских революционных полков и красногвардейских отрядов. А 13-14 октября 1921 г. на вокзале стоял агитпоезд «Октябрьская революция» во главе с Михаилом Калининым.
Сегодня железнодорожный вокзал является памятником регионального значения, оставаясь при этом социально значимым объектом. И, как все подобные объекты, должен быть доступной средой для пожилых людей, инвалидов и молодых мам с колясками.
К сожалению, долгое время железнодорожный вокзал таковым не являлся. «Фронтовики» Адыгеи, изучая ситуацию с доступной средой, обратились в Белореченскую транспортную прокуратуру (вокзал относится к Белореченскому отделению РЖД), сообщив о нарушении на железнодорожном вокзале Майкопа законодательства «о беспрепятственном доступе маломобильных групп».
В официальном ответе сказано: «проверка показала, что на железнодорожном вокзале Майкопа, в нарушение российского законодательства, ведущие на перрон лестницы и пандусы при входе в вокзал со стороны Привокзальной площади не оборудованы поручнями по обеим сторонам, нарушены уклоны пандусов слева от железнодорожного вокзала, на территории железнодорожного вокзала и в самом здании вокзала нет уборной». Кроме того, в здании отсутствует механизм для подъёма инвалидов-колясочников.
Прокуратура потребовала у руководства вокзала все нарушения устранить. При этом уточняется, что после проверки и полученного предписания уже устранены такие нарушения, как отсутствие на железнодорожном вокзале информационных указателей, тактильной плитки и звуковых маяков, предназначенных для пассажиров с поражением органов слуха.
Журналисты проверили, так или это. Оказалось, нарушения так и не были устранены. Как и прежде, нет тактильной плитки, звуковых маяков (кроме кнопки вызова), информационных указателей, нет уборной и подъёмника для инвалидов-колясочников.
Средств у РЖД хватило только на новый пандус. Но и он вызывает нарекания людей с ограниченными возможностями здоровья.
Как объясняет руководство Белореченского отделения РЖД, проблема осложняется тем, что железнодорожный вокзал Майкопа - памятник истории. Что-либо менять в архитектуре здания - вещь недешёвая и хлопотная.
«Конечно, мы хотим, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья больше пользовались железнодорожным транспортом. Но у нас во многом связаны руки, так как вокзал - это исторический памятник, и что-то глобально реконструировать здесь просто запрещено. Однако мы делаем всё от нас зависящее для пользы и комфорта населения. Пока мы установили временный пандус, на постоянный денег нет. Но и этот пандус устраивает всех - и инвалидов, и матерей с колясками. О каких нарушениях вы говорите?» - объяснила свою позицию начальник вокзала Татьяна Налетько.
Почему столько нарушений
Вопреки уверениям директора вокзала, новый пандус совсем не устраивает майкопчан.А нарушения таковы: без согласования с республиканским управлением по охране памятников культурного наследия пандус рядом с фасадом исторического здания приварили в течение двух дней без какого-либо спецпроекта, только по чертежу. Конструкция сделана целиком из железа - хотя по нормам её поручни должны быть из нержавейки. Обязательного навеса над пандусом тоже нет. Сам пандус перегородил тротуар и закрыл собой канализационный люк с коммуникациями.
К пандусу от главного входа на вокзал ведёт не тактильная плитка, как положено по стандартам, а небольшие стрелочки. Видимо, руководство Белореченского отделения уверено, что нарисованные стрелки и есть информационные указатели, которые с лихвой заменят людям с нарушением зрения тактильную плитку.
Кроме того, теперь, чтобы попасть внутрь здания вокзала, пожилые люди и инвалиды должны проделать целый ряд манипуляций: подойти или подъехать к главному входу, нажать на кнопку вызова. Появившийся на зов сотрудник вызовет по рации охранника. Тот проводит инвалида к пандусу и откроет калитку на перрон, в которую упирается пандус. Затем нужно доехать ко входу со стороны перрона, пробраться к кассе и купить билет.
- Говорят, что пандус не сделали у главного входа, потому что такая реконструкция требует долгого согласования, дорогостоящей исторической экспертизы. Хотя сам памятник сильно страдает от того, что пандус стоит не у входа. Многие люди, выходя или поднимаясь по ступеням, сбивают тяжёлыми сумками и чемоданами плитку фасада, - рассказал охранник вокзала Юрий.
Зачем делать некачественно
«Фронтовики» оценили качество установленного пандуса. Участник мониторинга Дмитрий Малина уверен, что если бы власти вокзала обратились к специалистам по установке оборудования для безбарьерной среды, к архитекторам и экспертам за помощью в составлении грамотного проекта, им бы никто не отказал в помощи.
«Мы предлагали сделать пандус сбоку от главного входа в вокзал. Это бы более-менее сохранило облик исторического памятника и облегчило вход на вокзал и простым людям, и людям с ограниченными возможностями здоровья. Но даже со скандальным пандусом вокзал не стал доступной средой. Здесь до сих пор нет многих необходимых для безбарьерной среды приспособлений», - пояснил Д. Малина.
Майкопчане обратились с жалобой в Общественную палату при главе Адыгеи.
- Мы рассмотрели жалобу и считаем её объективной. Общественная палата послала запрос руководству Белореченского отделения РЖД с просьбой объяснить, почему пандус у железнодорожного вокзала установлен со множеством нарушений, - подчеркнул член Общественной палаты Руслан Хут.
По его мнению, установленный пандус не только уродует исторический памятник, но и является откровенной насмешкой над инвалидами. Его основание упирается в стоянку такси, которая к приходу поезда всегда забита до отказа. А окончание пандуса прилегает к практически всегда закрытой калитке вокзала. Кроме того, со временем краска с железного пандуса слезет и он постепенно проржавеет. А ржавый неудобный пандус не добавляет эстетики ни архитектурному облику города, ни самому историческому памятнику.
Непонятно одно: кому нужен новый пандус, если он опять установлен с нарушениями? Выходит, руководство отделения РЖД так и не выполнило предписаний транспортной прокуратуры.