aif.ru counter
Карина Кадиева 277

Недооцененный труд. Учитель года Адыгеи о первом уроке и искре познания

Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №22 31/05/2017

В интервью ADIGEA.AIF.RU Алевтина Байнова рассказала о любви учителя, первом уроке и классной фишке.

Фото Надежды Гусевой / АиФ

«Не всё в образовании зависит от учителя. Согласно сегодняшней концепции, учитель должен привить вкус к учению, суметь зажечь в ребёнке искру познания. Но многое зависит и от устремлений самого ученика. А устремления не всегда направлены на учёбу», - считает победитель республиканского конкурса «Учитель года 2017» Алевтина Байнова

Роль школы и семьи

Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: - Вы стали победителем республиканского конкурса «Учитель года 2017». Кто в вашем понимании «хороший учитель»? 

Справка
Алевтина Байнова родилась в 1984 году в поселке Светлая Поляна Новосибирской области. В 2007 году окончила Адыгейский госуниверситет по специальности «филология». С этого же года работает учителем русского языка и литературы в Адыгейской республиканской школе-интернате для детей с нарушениями слуха и зрения.
Алевтина Байнова: - Помимо отличного знания собственного предмета и умения его интересно преподнести, хороший учитель внимателен к детям. Он вдохновляет увлечённостью, удовольствием от собственного труда, находит время, чтобы обнаружить таланты учеников, и не жалеет тратить усилия не только на одарённых детей. 

Да, не каждый станет великим музыкантом, но многие научатся понимать и ценить музыку. Не все станут великими режиссёрами, но будут отличать хорошее кино от плохого.

Учителя должны сами любить то, чем пытаются заинтересовать детей. А успехи учеников в любой сфере - это главное достижение хорошего учителя. 

Алевтина Байнова
АиФ/ Фото Алексея Гусева

Другое дело, что сегодня труд учительский недооценён. Внимание образованию уделяется. Но ведь и нагрузки растут. Что важнее: учитель, склонившийся над отчётами, или учитель в поисках новых форм урока? Огромная загруженность учителя отпугивает молодых. Мы после конкурса «Учитель года» беседовали с коллегами о том, почему молодые не идут работать в школу. Молодой специалист в школе получает не так мало - не каждая отрасль может себе позволить такие деньги. Тут не в деньгах дело, а в отсутствии престижа у профессии. 

Я бы перефразировала Бисмарка, считавшего, что самым важным человеком в империи является школьный учитель. В России главную роль в воспитании человека всегда играла семья. Она формирует человека. 

Не всё может дать школа. Она не научит девочек умению хорошо готовить, быть опрятными, иметь чувство вкуса. Школа не учит мальчиков быть защитниками слабых, верными друзьями, мастеровитыми и надёжными. Основы морали, поведения и трудовые навыки закладываются в семье. Именно семья должна быть тылом ребёнка, где выслушают и помогут решить все его проблемы. 

Обучать должен специалист

- Вы даёте знания детям с нарушениями слуха. Что для вас тяжелее всего?

- Мне в первые годы работы тяжелее всего давалось общение. Нас в университете не учили, как преподавать детям с нарушениями слуха. Мне пришлось на ходу осваивать язык жестов, а через два года работы пройти специальные курсы в Москве по сурдопедагогике. Но до сих пор помню шок от первого занятия. Как воспитатель, для первого внеклассного занятия с моими первоклашками я выбрала чтение. Но, когда они начали читать короткие рассказики, у меня пошли мурашки по коже: я ни слова не понимала. Я плохо представляла, как можно это чтение оценить и что отвечать, когда они стали высказывать своё мнение о прочитанном. Понимание пришло со временем. Но воспоминания остались.

АиФ/ Фото Алексея Гусева

- Сейчас в образовательных кругах муссируется идея инклюзивного обучения. Ваше отношение к этой идеи?

- Я против инклюзивного образования. Идея равенства в образовании хорошая. У нас проходят совместные уроки, культурные и спортивные мероприятия со слышащими и видящими детьми. И задача нашей школы - социализация воспитанников в обычную жизнь. Но я не верю, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут получать на совместных уроках тот же объём знаний, какой они получают в специализированных школах. Нет у нас стольких подготовленных специалистов. При нынешнем кадровом голоде они не скоро появятся.

Я не понимаю родителей, которые, вопреки здравому смыслу, отправляют слабовидящих и слабослышащих детей в обычные школы. Никто в обычной школе не научит слабослышащих пользоваться слуховыми аппаратами, на специальное общение со слабовидящими у учителя просто нет времени.

Начинаем с себя 

- Есть вещи, которые учитель не должен прощать ученику, или ученик всегда прав? 

- Лично у меня с моими ребятами сложились дружеские отношения. Мы стараемся прояснять ситуацию, а не обижаться друг на друга. С моими учениками ссоры неэффективны. А всё потому, что есть у моих ребят одна прямо-таки классная фишка: опустил глаза, чтобы не видеть губ говорящего, и выключил слуховой аппарат. Всё. И можешь кричать и увещевать до посинения. Так что ссоры с учениками остались в далёком прошлом. И спасибо моим ребятам за урок.

- Дмитрий Лихачёв писал: «Интеллигентность - это способность к пониманию, терпимости в отношении к миру и людям». Насколько мы сегодня интеллигентны? 

- Мы далеко ушли от самого понятия «интеллигентный человек». Негатив льётся на нас с экрана телевизора, из интернета. «Вдохновлённые» новостной лентой, мы обвиняем в своих бедах кого угодно, вплоть до правительства и президента страны. А поискать в себе корень своих же бед, себя любимого покритиковать нам недосуг. Как-то растеряли мы умение взращивать в себе интеллигентного человека. Так что наше понимание мира ещё впереди. Важно не опоздать.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах