Председатель Ассоциации молодых педагогов Адыгеи рассказал в интервью ADIGEA.AIF.RU, что сегодня учитель, помимо огромной нагрузки, должен заполнять кипу бумаг. Творчеством заниматься просто некогда.
«Для меня, как молодого учителя, эта кипа оказалась самым тяжёлым испытанием в школе. А преподавание должно приносить удовольствие!», - считает Антон Филиппов.
В погоне за ЕГЭ
Антон Филиппов: Традиций нет. Обычно 5 октября наши лицеисты устраивают день самоуправления, освобождая учителей от работы. Они сами проводят избирательные кампании, где выбирают председателя самоуправления, его заместителя. На день учителя дети готовят конкурсы и викторины. Но дома этот день не отмечаю. Если выпадает выходной, мы с женой просто выезжаем на природу.
- Если сравнить советскую и российскую школу, что приобрела, на ваш взгляд, а что потеряла последняя?
- Я в советской школе не учился. Но даже у нас было традиционное образование. Когда я оканчивал школу, ввели ЕГЭ, как эксперимент. И мне кажется, что до единого госэкзамена школьники готовились более обстоятельно даже по тем предметам, которые им не приходилось сдавать, поступая в вузы.
Нельзя было сказать: «Этот предмет мне не нужен». Сейчас 11-классники знают своё направление и стремятся изучить два-три предмета, которые нужны для поступления.
Ошибка - это результат поиска, она важна и ценна. Но в школе на ошибки времени просто нет.
- Что теряет человек, имея узконаправленную подготовку?
- Может, с узкой специализацией человек станет хорошим специалистом в своей области. Это покажет время. А вообще, у нас складывается ситуация, когда направления за школьника часто выбирают родители, и потом у молодого человека нет шанса выбрать специальность из круга собственных интересов - он просто не готовился по другому направлению. Профессию современникам менять сложнее.
Хотя, когда я работал в республиканской естественно-математической школе (РЕМШ), а работал я там со второго курса университета, то там совсем иной контингент детей - те, перед которыми стоит определённая цель. Они и математики, и результаты по другим предметам у них выше обычного.
Мыслители нужны
- В РЕМШ мы учили детей мыслить и не бояться ошибок. Ошибка - это результат поиска, она важна и ценна. Но в школе на ошибки времени просто нет. При огромной загруженности педагогов и учеников, а также при постоянном сокращении часов на предмет (на геометрию, которая развивает логическое мышление, - всего два часа), нужно ещё и подготовить к ЕГЭ. Потому что, как ни крути, результаты ЕГЭ влияют на дальнейшую судьбу учителя. Хочешь-не хочешь, приходится работать не на поиск и мысль, а на тесты ЕГЭ.
- Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева предложила вернуть в школы работу на приусадебном участке и уборку классов. Эта мера улучшит успеваемость?
- Может, и улучшит. Мне нравится идея приучить ребёнка к порядку. К порядку во всём - в помещении, в мыслях. Уборка помещения - это и определённый жизненный навык, который борется с разрухой в головах. Человек не должен расти потребителем.
Но проблема тут в другом. У многих школьников просто нет времени, чтобы оставаться на уборку класса - ждут дополнительные занятия, репетиторы. Наши лицеисты не всегда могут прийти на развлекательные мероприятия в лицей, а тут уборка. Не все родители останутся довольны. Однако это необходимые меры в воспитательной работе. В нашем лицее существуют трудовые бригады, в которых дети за небольшую плату помогают в уборке школьного двора, уходе за садом. Чтобы эти меры были действенными, нужно создать ситуацию, когда такая работа станет почётной.
Ученикам должно быть в школе интересно, в первую очередь с учителями.
Пример для подражания
- Чего сегодня не хватает детям в школах?
- Творческой мысли. И учителям, и детям. Ученикам должно быть в школе интересно, в первую очередь с учителями. Я выбрал математику и информатику из-за своего учителя информатики Сергея Сипина. Его остроумие, свобода и увлечённость сделали его самым популярным учителем в школе.
Мы не только любили учителя, мы знали его предмет, так же, как он, полюбили шахматы. В шахматном кружке, который он вёл, всегда было много народу. В школе на восемь компьютеров, с Интернетом только через телефон мы создавали целые программы, играли друг с другом в шахматы. Я мог позвонить вечером учителю и сыграть с ним партию.
Тогда мне казалось, что в школе работают очень творческие люди. Но сейчас, при дефиците часов на творческий поиск, в школе им просто не хватает времени.