«Циников из медицины надо пинками гнать. Таксист, продавец, парикмахер могут ошибиться. Врач - нет. Адресат найдётся, деньги пересчитают, волосы отрастут. Но здоровья не вернёшь», - считает заслуженный врач России Казбек Колокуток.
Любить профессию
- В последние годы медицине сильно достаётся. Многие не без причины жалуются на врачей. Не обидно?
- Есть в медицине проблемы, но есть и изменения, которые нуждаются в тонком анализе. Часто мы не видим плюсов. И как менять имидж врача, если постоянно чернить профессию? Нужна конкретика. Сарафанное радио не признаю - приди и скажи главврачу о своей обиде.
- Какого врача врач сам может назвать хорошим?
- Я учился в советском здравоохранении. Мы поступали в институт, наполненные идеями помочь людям, романтикой профессии. Перед поступлением на собеседовании нам задавали простые вопросы, которые никак не влияли на оценки: «Зачем идёте в медицину? Что вы считаете главным качеством для врача?» Но этот несущественный, казалось бы, момент заставлял о многом задумываться.
Потом, уже будучи студентами, мы соревновались, кому доверили сделать больше уколов, кто наложил больше гипса, кому посчастливилось чаще других ассистировать.
Сейчас мы не выбираем, берём на работу вынужденно - кому-то надо работать. В медицине кадровый голод. Тех, кто правильно выбрал профессию медика, видно сразу: они не только на практике, они в
обычные дни приходят на ночные дежурства, набираются опыта в свободное время. В этом году таких ребят, кто добровольно приходит на дежурства в больницу, всего трое.
В прошлом году у нас проходил практику парень из Чада. Его любила вся больница. Он пропадал у нас круглые сутки. Когда хирурги не могли найти ассистента на операцию, звонили ему и просили: «Эрик, подойди!» Он сразу прибегал из общежития напротив. А в декабре приехал в Адыгею из Саратова, где продолжает учёбу, только чтобы поздравить наш коллектив с Новым годом.
Коварный принцип моториста
- В чём сегодня основные проблемы отношений пациента и врача?
- Главное, чтобы пациент пришёл вовремя, а не в последнюю минуту. А у нас к врачу обращаются по принципу мотористов: «Хороший стук наружу вылезет». Тут начинается конфликт интересов. Врач объясняет: «Где вы были до сих пор?», а пациент требует срочного лечения. Да, врач лечить будет. Но если бы за полгода-год раньше, необратимых явлений бы не было. Лучше к врачу раньше прийти и провериться. А у нас всё на авось. Простой пример: после Второй мировой войны Япония занимала второе место по раку желудка. Там поняли: в основе борьбы с раком лежит профилактика. На каждом углу в Японии поставили эндоскопические кабинеты и обязали каждого жителя страны два раза в год проходить обследование желудка. Рак стали выявлять на ранних стадиях. Продолжительность жизни у японцев резко увеличилась.
Мы постепенно начинаем жить стабильней, выходим из стресса, понимаем важность медицины. Её состояние президент России ввёл одним из пунктов оценки глав регионов. Мы изменили облик больниц, создаются центры высокотехнологичной помощи. Жаль, движемся медленно.
- На заседании ОНФ вы сказали, что по программе модернизации клиническая больница была оснащена первоклассными аппаратами. Но все они не имеют права на поломку. Программа несовершенна?
- У нас всё оборудование дорогостоящее. И самообслуживание дорогое. У меня три аппарата, которые нужны ежедневно. Их обслуживание стоит 12 млн рублей в год. Эти деньги больница должна сама заработать. Без обслуживания и ремонта аппараты долго не протянут. Рентгенаппарату совместного производства СССР-Чехословакия больше 30 лет. Но как их отключать? Заменить будет нечем. Нужны новые модели.
Мы предложили вынести на рассмотрение президента РФ на форуме по здравоохранению такой момент: четыре пункта модернизации здравоохранения - капремонт, оснащение, информатизация и современные стандарты оказания медицинской помощи - заменить одним. Только оснащением. Остальное делать поэтапно.
- Больная тема в медицине - взятки. Как бороться?
- Нетерпимостью общества. Сегодня считается, что в медицине и образовании засели главные взяточники страны. Но в этом всегда виноваты двое. Мне не жалко тех, кто берёт. Это не заработанные тобой деньги. Это просто вор в белом халате. Сам бы по шее таким надавал - из-за этих мошенников имидж благородной профессии страдает. Жалко тех, кто даёт. Почему не придёт ко мне, главному врачу, и не скажет: меня вынудили дать деньги. Если к вам неправильно отнесутся, вас неправильно будут лечить, я гарант того, что так просто это дело не оставлю. Но вы скажите!
- Что всегда желаете в День медработника коллегам и пациентам?
- Коллегам - профессионального долголетия, не омрачённого угрызениями совести, и сопереживания, которое и делает врача мастером. Врач не имеет права на ошибку. А людям желаю помнить: чем здоровее пациент, тем легче врачу.