Кто кого покоряет?
- Максим, расскажи об экспедиции, в которой ты сопровождал рекордсмена мира по гиревому спорту в экстремальных условиях Анатолия Ежова.
- Гора Мак-Кинли- высшая точка Северной Америки. В первый раз на эту гору я поднялся в составе экспедиции вместе с инвалидами-спинальниками в 2002 году. Путешественнику, который стремится достичь ее вершины, придется преодолеть сильнейшее оледенение, снегопады, бездонные ледниковые трещины... Минус 40ОС - обычная температура для полярного дня. Спуститься с этой горы намного сложнее, чем подняться на нее. Перед остановкой на ночлег проверяем ледник специальными щупами, чтобы под палаткой не оказалось трещин.
На высоте 4400 метров Анатолий Ежов смог установить новый мировой рекорд - 80 раз за минуту поднять 16-килограммовую гирю. Кстати, на вершину Мак-Кинли поднимаются всего 30 процентов из тех, кто претендует на звание покорителя этой вершины.
- Говорят, что гора Эверест покоряется не каждому. Что самое сложное?
- Покорить вершину - громко сказано. Неизвестно еще кто кого покоряет... Очень трудно переносится высота. Бывает, что люди, даже подготовленные, теряют здоровье на таких высотах. Эверест - это своеобразная ступень, которую одни хотят преодолеть для собственного самолюбия, а кто-то таким образом завершает спортивную карьеру. Мне лично интересно все, было бы желание.
Кстати, на склоне этой вершины побывало знамя Победы. Я бы очень хотел, чтобы в нашей стране также трогательно относились к своим атрибутам. Я видел, как плачут американцы, когда поднимается их флаг.
Надеюсь, что получится добраться до высшей точки Океании - пирамиды Карстенз в Папуа-Новой Гвинее. До нее придется топать около шести дней по непроходимым джунглям вместе с аборигенами-каннибалами, которые знают дорогу.
Законы природы справедливы
- Максим, а как же работа, как тебе удается совмещать путешествия и необходимость зарабатывать на «хлеб насущный»?
- Поскольку подготовка к восхождениям и сам процесс покорения гор занимают месяцы, поэтому о работе, в обычном понимании, не стоит даже мечтать. Я научился быть полезным в качестве профессионального знатока-специалиста гор. За свое увлечение я поплатился тем, что меня уволили из Адыгейской спасательной службы, которой я отдал два года.
– Говорят, в горах свои правила?
- На больших высотах мораль действительно другая. Мало кто осуждает альпинистов, которые «переступают» через тех, кому нужна помощь. Иногда на спасение нет сил. Мне пришлось как-то в Китае спасать альпинистов из Северной Кореи с высоты 7000 метров. Вдвоем, вместе с американцем Энтони Пива тащили троих до лагеря. Четвертого мы нашли уже мертвым. Они пролежали целую неделю в условиях дефицита кислорода и без еды.
Законы природы справедливы. Приходится рассчитывать только на собственные силы.
«Путешествия я не планирую»...
- Что движет тобой, ради чего такой риск, который неизбежен в путешествиях?
- Трудно объяснить, что именно. Самая главная ценность - возможность увидеть своими глазами мир, который намного ярче и разнообразнее, чем на экране телевизора или фотоснимках. Путешествия свои я не планирую: собираюсь и иду... В любом городе земного шара я чувствую себя как дома. Поступки каждый совершает сам и сам их оценивает и переоценивает много раз. Для кого-то подвиг - выйти из дома в дождь или снегопад, а кто-то на Эверест, как на работу едет. Со стороны этого не понять никогда. Но я не думаю, что я нахожусь в большей опасности, чем те люди, которые переходят дорогу в большом городе.
– Как родные относятся к твоему увлечению?
- Спокойно. Кому может быть заранее известно о том, где и когда ему умереть? Я знал человека - профессионального гида, который погиб у себя во дворе от съехавшего с крыши сугроба... А сколько людей погибает от алкоголизма, в дорожных происшествиях, тонут в водоемах? Так что моя мама за меня спокойна даже более, чем вы можете себе предположить. При этом она очень мобильный, действенный человек. Не сидит на месте, воспитывает двух приемных детей.
- Максим, а как же личная жизнь, есть ли у тебя девушка, которая ждет из походов?
- Есть, только она сама путешествует. В настоящее время по Италии.
Есть куда вернуться
- Ты повидал очень много стран. А домой в Адыгею тянет после странствий?
- Адыгея - это моя малая родина. Поверьте, лучше и прекраснее мест, чем у нас, я не встречал. И то, что республика уникальна - не просто слова. В странах с высоким уровнем развития такие природные места давно «окультурены». И только у нас в Адыгее можно пешком через перевал пройти к морю. Понятно, что современная жизнь вносит свои коррективы. Я считаю, что туризм нужно развивать, максимально сохраняя природное богатство. Кстати, для президента Адыгеи у меня есть подарок, который преподносится настоящему мужчине. Я надеюсь, что у меня будет возможность встретиться с Асланом Китовичем.