- Иногда побороть свои собственные страхи сложней, чем схлестнуться в единоборстве с противником. Вот - голова, вот - пистолет, вот - мишень. Всё! И судью не обвинишь в немилости: твой главный свидетель - мишень. А «десятка» - она и в Африке «десятка», - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» Геогрий Гуляйченко - тренер, воспитавший двух олимпийцев - Сергея Алифиренко и Валерия Пономаренко, вернувшегося с лондонской паралимпиады серебряным призёром.
Не мечтайте о победе!
- Георгий Владимирович, уже который год наши паралимпийцы обходят по «золотому» плану олимпийцев. Почему?
- В интервью наш бегун, принесший паралимпийской команде России «золото» в день закрытия паралимпиады, сказал: «Побеждаем, потому что дух силён!». Не за деньги бьются! О каких деньгах мечтать, если уже счастье - оказаться на паралимпиаде? Как сказал мне Валерий, радостно уже то, что на тебя обратили внимание, дали понять: ты нужен. Паралимпийцы не ставят себе целью победу, нет у них медального плана. И деньги за призовые места не так много значат - ни воли, ни силы, ни любви, ни здоровья на них не купишь. Это на себе испытано. Именно паралимпийцы в жестоком мире денег сохраняют для себя эти простые истины.
- И всё-таки лучшими в командном зачёте оказались китайцы. Потому что самые сильные?
- Китайцы нас обошли не потому, что самые «крутые». А потому что культивируют все 32 олимпийских вида спорта, а мы - только 18. Китайцы не стали изобретать колесо. Они просто взяли за основу советскую систему спортподготовки и огромные деньги вкладывают в детский спорт. Поэтому у них длинная «скамейка» и выбор лучших. Китайцы понимают: дети - это деньги! Вложатся сейчас - воздастся в будущем. А у нас в спину нынешним чемпионам практически никто не дышит.
- Вы как тренер можете разглядеть будущего чемпиона в ребёнке?
- Могу увидеть чисто визуально предрасположенность к стрельбе. Но этого бывает слишком мало. Нужны трудолюбие и фанатизм. Если нет - уже мимо кассы! Спорт - это каторжный каждодневный труд, которому отдают большую часть жизни. 300 дней в году - сборы. Это надо любить, чтобы всю жизнь заниматься. Пока до олимпиады дойдёшь, 10-15 лет пройдёт. Спросите наших Валерия Пономаренко, Сергея Алифиренко, Арсена Галстяна, каково это - быть олимпийским чемпионом. Слава давит. Перед Лондоном тот же Пономаренко «вытравливал» из себя успех Пекина. Повторить свой триумф под таким гнётом очень тяжело.
- В Адыгее четыре олимпийских вида спорта, в которых у наших спортсменов есть медали: дзюдо, стрельба, лёгкая атлетика, гандбол. Чем сегодня надо помочь стрелковому спорту?
- Нужно строительство новой стрелковой базы и разрешение стрелять на старой. В советские времена самым популярным развлечением был тир. Не только среди взрослых, но и среди детей. Стрельба была частью патриотического воспитания подростков, подготовкой к армии.
Самых метких и способных ребят из школьных тиров г.Майкопа СОШ № 3, 7, 19 военруки приводили к нам в секцию. С развалом Союза тиры стали обременительны: малокалиберное оружие надо обеспечить сейфом, охраной, сигнализацией. На них денег уже не хватало. Проще было закрыть. А на прошедшей олимпиада из 15 наших стрелков никто не взял ни одной медали. Может, потому что у нас «маленькая» скамейка? Выбирать не из кого. Сейчас я в секцию детей не отбираю, беру всех подряд.
Стрельба стала шоу!
- Так ли уж нужен в стрельбе интеллект?
- Интеллект необходим в любом виде спорта. А стрельба без интеллекта немыслима. Настолько надо уметь просчитывать, контролировать себя, анализировать, что без интеллекта никак! У нас 60 стартов по 60 выстрелов. Удержать себя в правильном настрое, правильной технике - сложно. Как-то на сборах с нашими стрелками приехали работать профессиональные психологи. Присмотрелись - 66 из 100 попаданий. Стрелку ставят условие: меньше 66-ти попаданий, и мы забираем твою машину. Что бы вы думали? Руки затряслись, он даже стрелять не стал!
- Мечты о победе помогают?
- На огневой рубеж с мечтой о победе даже выходить не стоит! Мысль «порвать» противника - путь к поражению. Однажды стрелок Михаил Нестроев «схлестнулся» с Игорем Басинским из Белоруссии за третье место на олимпиаде в Сиднее. Потом рассказывал: «Думал, уж Баса я порву!». Так на огневом рубеже Миша ни одного выстрела не сделал в «десятку». А потому что не с собой бороться вышел, а с кем-то.
- Как относитесь к тому, что приобретение оружия разрешено в 21 год? Народ на Кавказе горячий...
- Когда мы были в Германии, обратили внимание: много людей, у которых есть оружие. Но они - члены стрелковых клубов и готовятся к любительским соревнованиям, в каждой деревне тир - на выходные съехались, постреляли. Это всё на уровне спорта. В Европе не приобретают оружие для самообороны. У нас же большинство покупает «стволы» для охраны. В России оружия на руках много, но нет культуры владения им.
- Ваше отношение к новым правилам в стрелковом спорте?
- Стрельба превратилась в шоу. Для зрителей это интересно. Спортсмены привыкнут. Главное, чтобы в глазах были не доллары, а мушка и цель. Тогда при любых правилах толк будет.
ДОСЬЕ: Георгий Гуляйченко родился в 1960 г. в Майкопе. В 1985 г. окончил факультет физкультуры Адыгейского пединститута. Воспитал более 15 мастеров спорта СССР и России. С 1992 г. его ученики входят в состав сборной РФ. Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, почётным знаком «За развитие олимпийского движения в России», медалью «Слава Адыгеи».