Паралимпиец Валерий Пономаренко считает, что олимпийское движение должно быть вне политики.
«Таким принципом руководствовался Пьер де Кубертен, возрождая идею Олимпиад. Но игры в Рио показали, что сегодня олимпийское и паралимпийское движение потеряло первоначальный смысл, став разменной монетой бизнеса и политики», - говорит паралимпийский чемпион по пулевой стрельбе.
Соперников нет
Валерий Пономаренко: Паралимпиада в Рио была бы для меня четвёртой. Но для многих ребят из паралимпийской сборной России она должна была стать первой. К ней люди шли четыре года. Для многих спорт был единственной отдушиной в борьбе за жизнь. Запрет на участие в Паралимпиаде был ударом ощутимым и тяжёлым. Эти альтернативные Паралимпиаде игры были нужны, чтобы люди знали: страна с ними, их понимают и не оставляют. Пока в Химках шли соревнования, к паралимпийцам приезжали политики, артисты, ребята из олимпийской сборной.
Нам не могут простить победу на Паралимпиаде в Сочи
- Ваше мнение, почему отстранили сборную России от участия в Паралимпиаде?
- Удалили сильного соперника и решили через спорт ударить по России. У нас было 266 лицензий. После того как нас отстранили, команда США получила 17 лицензий, команда Украины - семь. Но ни одного доказательства, ни одной вскрытой или подменённой пробирки, ни одного факта вины сборной России нет.
Президент Международного паралимпийского комитета (IPC) Филипп Крэйвен после «пяти бессонных ночей» уточнил, что из-за допинг-скандала паралимпийский комитет России временно исключается из состава международного комитета. Значит, автоматически все российские паралимпийцы теряют права принимать участие не только в Паралимпиаде, но и в чемпионатах мира и Европы. При этом к спортсменам у Крэйвена претензий нет - вину олимпийцев и паралимпийцев никто не доказал. Но для спортивного чиновника это не так важно. Он так объяснил свою позицию: «Безусловно, есть спортсмены, которые являются «чистыми». Но пока не изменится вся система, Россия не сможет включать в число участников соревнований под эгидой IPC даже тех, кто «чист».
То есть Крэйвену мало чистых от допинга спортсменов. Ему нужна чистая Россия. Чистая от чего? Подозреваю, что Запад мечтает о России 90-х, послушно восторгающейся тем, что предлагает ей Запад, но никак не о сильном государстве, с которым надо считаться. Это уже не спорт, а политика. Выходит, концепция Пьера де Кубертена «Спорт вне политики» в Рио потерпела крах. По большому счёту, мы получили пощёчину за всю страну.
Олимпийские и паралимпийские победы США, Норвегии, Великобритании из спорта высших достижений перешли в разряд соревнований фармацевтических компаний.
Сильных не прощают
- Вы готовились к Паралимпиаде четыре года. Если бы вам предложили выступить под флагом IPC, согласились бы?
- С какой стати? Что такое этот белый флаг IPC? Я россиянин, мой флаг - это триколор. Врать не буду - нашим стрелкам, баскетболисткам и конникам делали туманные намёки. Но ребята ответили, что мы не за себя соревнуемся. Наши победы - это победы России. И мы хотим идти к победе под флагом родной страны и подниматься на пьедестал под звуки родного гимна.
Нам не могут простить победу на Паралимпиаде в Сочи. Хотя тогда, во время пребывания в России, Эдвард Крэйвен во всеуслышание назвал Паралимпиаду в Сочи лучшей в истории. Когда он лукавил, тогда или сейчас?
Против нашего отстранения голосовали Китай, Монголия и Белоруссия. До последнего никто не верил, что паралимпийцев отстранят. Хотя старший тренер сборной Великобритании по пулевой стрельбе, выходец из России, предупредил: ребята, готовьтесь, против вас что-то затевается. Теперь видим, что.
Допинг или лекарство?
- Выходит, о честном спорте можно забыть?
- О нём уже забыли представители IPC и WADA. А после материалов, которые обнародовали хакеры, доверять чистоте олимпийских побед вообще не приходится. Оказалось, что почти вся американская сборная принимает допинг. Когда россиян только за подозрение в употреблении допинга лишают олимпийских лицензий и медалей, западным спортсменам для оправдания допинга нужно просто представить справку о том, что это «лечение» жизненно важно для здоровья. И это уже не допинг, а лекарство.
О каком олимпийском здоровье речь, если олимпийский чемпион Фелпс сидит на наркотиках, четырёхкратная олимпийская чемпионка Рио-де-Жанейро в спортивной гимнастике Симона Байлз и олимпийская чемпионка по баскетболу Елена Делле Донн на протяжении долгого времени в «терапевтических целях» применяли запрещённые препараты, которые способны улучшать спортивные показатели? Выходит, олимпийские и паралимпийские победы США, Норвегии, Великобритании из спорта высших достижений перешли в разряд соревнований фармацевтических компаний?
- Выходит, IPC себя изжил?
- Выходит. Посмотрим, как пройдут выборы в IPC в декабре и что решат по российскому вопросу. Если Россию будут игнорировать, стоит подумать об альтернативных играх, например, доброй воли. Тем более опыт у России есть. Настоящие спортсмены всегда мечтают сразиться честно и с самыми сильнейшими. Долгие годы сильнейшими в мире были и остаются россияне. Нужны открытые соревнования, без лицензий. И к нам поедут сборные со всего мира.