Как выяснилось, развитие рыночной конкуренции принесло Адыгее две проблемы – засилье нелегальных мигрантов из Китая и отравленные химией овощи, которые из Адыгеи вывозятся в другие регионы...
Овощеводы без прав
Рейд по дальним полям Тахтамукайского района республики начался до рассвета. По информации полиции района, в стихийно возникших парниках работают в основном граждане Китая, а эти крестьяне выходят на работу с первыми лучами солнца. Около 5 утра, в районе аула Натухай, вдоль полей с подсолнухами и кукурузой колесили десяток машин с полицейскими, сотрудниками миграционной службы и ФСБ. Теплицы нелегалов здесь раскинулись на сотни гектаров, а потому окружали места их жительства и работы при поддержке ОМОНа с разных сторон.
Кукурузное поле вдруг сменилось длинными шатрами из плёнки. Омоновцы быстро рассредотачиваются вокруг длинного досчатого барака.
– Это – полиция! Проверка документов, – громко говорит старший группы. В полутьме барака, который освещен одной тусклой лампочкой, видны нары с двух сторон длинного прохода. С одной и с другой стороны по восемь отсеков на два спальных места, закрытые занавесками из простыней. Грязный земляной пол барака усыпан окурками и мусором, здесь же стоят бутылки с водой, кастрюли, тазы. Такой мрачной обстановки не ожидали увидеть даже привычные к разным бытовым сценам омоновцы.
Через час на улице у барака собирается около 30 мигрантов. Многие прихватили с собой еду – в основном «бичпакеты» с лапшой, кто–то держит в руках огромные дорожные сумки.
– С сумками – нелегалы. Они знаю, что обратно уже не вернутся, поэтому вещи держат наготове. Скорее всего, у них есть решение суда на выдворение, – говорят полицейские.
Как оказалось, у части нелегалов действительно на руках решение Северского суда Краснодарского края, по которому они, заплатив штраф, должны покинуть Россию в течение 70 суток – без содержания под стражей. Однако овощной бизнес в Адыгее и Краснодарском крае способствовал внутренней миграции зарубежных нелегалов.
Бочкотара по-китайски
В день только этого рейда в трёх точках Тахтамукайского района было задержано 78 зарубежных трудовых мигрантов, из которых 6 человек – граждане Узбекистана, остальные – жители КНДР. Всем им пришлось пройти очередную процедуру фото и дактилоскопического учёта.
– В Россию они приезжают с частными целями, в основном по туристическим визам. Но в реальности всё иначе — они находят работу у своих же земляков–нанимателей и нелегально остаются на заработки. В районе таким образом трудятся шесть семейных кланов – у них строгая иерархия, – рассказал начальник Отдела МВД России по Тахтамукайскому району Руслан Мамий.
По информации полицейских, китайские рабочие, получив документ на выдворение в одном районе края, тут же перемещаются в Адыгею, и наоборот. Как рассказывают местные жители посёлка Яблоновского, нелегалов перевозят в пластиковых бочках, которые загружают в фуры с товаром водители грузовиков, чтобы за плату провезти мимо ДПС и полиции. Это – тоже бизнес, который стал международным.
– Все они – крестьяне из Северных провинций Китая. Выращивают в теплицах в основном огурцы и помидоры. Адыгея привлекает их климатом, который позволяет собирать за сезон 2–3 урожая, – говорит переводчик, житель Яблоноского Чантау.
В парниках нелегалов обнаружены огромные запасы неизвестных удобрений с иероглифами на мешках и «красок» — для усиления цвета плодов и разнообразия сортов. Здесь же – бурт и ящики с помидорами, штабеля грязных бывших в употреблении картонных коробок, плёнка, упаковочные машинки.
– Без своих удобрений они не смогли бы выращивать несколько урожаев в сезон. У них за сутки завязь набирает от 1 см до товарного вида огурца или помидора! – говорит жительница аула Натухай.
Эта продукция в два раза дешевле местных крестьянских огурцов и помидоров и пользуется спросом у заезжих перекупщиков, фургоны которых стоят неподалёку от парникового хозяйства. Её «экспортируют» в Ростовскую и Воронежскую области, но попадает она и на местные рыки. Отследить движение овощей на торговые прилавки, по словам полицейских, практически невозможно – их перепродают по несколько раз...