Войлок - плотный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и хорошо пропускает воздух. Но если раньше войлок ассоциировался только с деревенскими валенками, то теперь он вдохновляет дизайнеров и художников.
В Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока открылась выставка Амина и Марины Узденовых «Войлоки. Традиции и современность».
Тренды на века
Какой черкес без бурки? А какой русский без валенок? По мнению медиков и модельеров, к этим старинным российским трендам стоит приглядеться и сегодня. Потому что изготовлены они из уникального природного материала - войлока.
На Кавказе войлок начали использовать сотни лет назад. Помимо бурки и обуви, в богатых домах у многих народов Северного Кавказа были распространены узорные войлочные ковры. Они ещё в XIX в. привлекали внимание путешественников и исследователей быта жителей Кавказа.
Немецкий географ Георг Маркграф писал в конце прошлого века, что кавказские войлоки «отличаются большим изяществом, красятся цветами сплошь или узорами, или же разноцветные куски войлока вырезаются в причудливые формы и сшиваются узорами. Отделка таких ковров требует большого искусства и вкуса».
А сегодня это большое искусство и вкус демонстрируют мастера Амин и Марина Узденовы. Их ковры, выполненные вручную по старинным технологиям поражают своим изяществом и красотой. Сочный и яркий колорит валяных ковров (кийизов) и в XXI в. лучше всяких слов рассказывает об уникальных традициях использования войлока у карачаевцев и балкарцев.
А женские и мужские жилеты, головные уборы, шарфы и дамские сумочки, украшения - дань мастеров современности.
Больше 40 произведений декоративно-прикладного искусства впервые представлены в Северокавказском филиале музея Востока на персональной выставке Узденовых «Войлоки. Традиции и современность».
- Их ковры - это удивительные по красоте работы, напоминающие нежные переливы акварельных красок. Авторы в своих произведениях гармонично сочетают традиционные зооморфные и растительные орнаменты, абстрактные мотивы. Цветные и чёрно-белые композиции навеяны родной природой («Эльбрус на рассвете», «Осень в Домбае», «Весенний луг») и философскими размышлениями о жизни («Окно в вечность», «Озеро Надежд», «Потерянный путь»), - рассказала научный сотрудник Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока Лариса Хуако.
Возвращение легенды
Экспозиция авторских ковров примечательна ещё и тем, что на ней представлены все виды кийизов. Но если технологию изготовления алла кийиза и бичген кийиза знают мастера, и такие ковры хранятся в музеях, то практически утерянную технологию создания джыйгьыч кийиза Узденовым пришлось восстанавливать самостоятельно. И они вернули Кавказу потерянное культурное достояние карачаевцев и балкарцев.
Как и сотни лет назад, они создают авторские кийизы из грубых сортов овечьей шерсти осенней стрижки, обладающей особыми свойствами сцепления, используют богатые орнаменты народного искусства. С 2008 г., когда начали применять фабричные красители, обогатился орнаментальный декор и колорит ковра. Он стал более ярким и праздничным, при этом сохранив национальные художественные традиции и мотивы карачаевского и балкарского фольклорного искусства.
Оставить для истории
Выбор в пользу творчества был для главы семейного дуэта Амина Узденова вполне естественным. К созиданию его тянуло с детства. А родители как могли поощряли это его увлечение.
«Мама была очень умная и тонкая женщина. Она видела мою тягу к рисованию и постоянно поощряла этот интерес. Как-то я попробовал на небольшой ткани разложить узор - начало кропотливой работы над ковром. В итоге всех трудов получился небольшой кийиз. Как потом оказалось, первый опыт оказался удачным - мой ковёр попал в каталог всероссийской выставки. Потом я сделал ещё один и ещё. В итоге - втянулся. Работа с войлоком так понравилась, что я до сих пор ею занимаюсь», - рассказал Амин Узденов.
По его словам, изготовление кийизов - старинное искусство карачаевцев и балкарцев - во что бы то ни стало необходимо сохранить.
«В душе боль оттого, что древнее ремесло умирает. А потому кийизы на выставке - это не для продажи, это для души», - подчеркнул А. Узденов.
Более 15 лет он занимается древним искусством валяния кийизов - традиционных карачаевских и балкарских ковров. Его любовь к работе с войлоком разделили жена Марина, сыновья и дочь.
Глина и шерсть с их особенными, неповторимыми свойствами и сейчас - излюбленные материалы Амина Узденова. Его фарфоровые и войлочные произведения признаны достоянием Кавказа. В 2011 г. фарфор и войлок Амина Узденова причислены к народным художественным промыслам Ставрополья. Работы автора хранятся в музеях Кисловодска, Грозного, в частных коллекциях в России и за рубежом.