4 июня в 15:00 в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока открывается выставка «Священный котел нартов».
Выставка посвящена возвращению в Адыгею одного из самых больших скифских котлов, обнаруженного Кавказской археологической экспедицией Государственного музея искусства народов Востока в ауле Уляп в 1982 году.
Котел происходит из археологических раскопок А. М. Лескова 10-го Ульского кургана. Он был обнаружен на глубине 4,61 м на ритуальной площадке. Устье котла закрывала просмоленная шерстяная ткань, окрашенная в красный цвет. Внутри котла были найдены обломки деревянной крышки, фрагменты плетеной корзины и кости быка, рассказали в пресс-службе Музея Востока.
Вот как описал предназначение скифских котлов греческий историк V в. до н. э. Геродот: «Для варки мяса скифы придумали вот что. Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы местного изделия… Котлы эти очень похожи на лесбосские сосуды для смешения вина, но только гораздо больше. Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и на них производят варку… Кости отлично горят… Таким образом, бык сам себя варит, как и другие жертвенные животные. Когда мясо сварится, то приносящий жертву посвящает божеству часть мяса и внутренностей и бросает их перед собой на землю. В жертву приносят также и других домашних животных, в особенности же коней» (Геродот, IV, § 61). Как видно из повествования Геродота, для скифов характерным было коллективное приготовление большого количества вареной пищи. Для этого скифы использовали большие (высотой до 1 метра) круглые бронзовые котлы на одной (втульчатой) ножке.
Небольшая толщина стенки, конфигурация, художественные украшения – все это делало котел сложным для литья. Между тем, скифы пошли на еще большее усложнение – они отливали корпус заодно с ножкой. Такую непростую технику изготовления котла могли себе позволить лишь мастера, владеющие самыми высокими приемами литья.
Широкое бытование в древности крупных котлов нашло отражение и в героическом эпосе «Нарты». В предании «Котел нартов» повествуется о том, что нарты все вместе питались из одного общего котла, вкопанного между горами. Котел этот был огромным, в него вмещалась вода из семи горных озер. «От тяжести котел вошел в землю, и его закрыла зелень цветущей земли. Из расщелин земли брызги горячей воды выбрасывает наружу котел нартов. Люди бережно обложили камнями эти места и называют их целебными источниками».
В древности котлы-чаши часто использовались в ритуальных целях и наделялись магическими свойствами. Неслучайно ульский котел был оставлен на ритуальной площадке второй половины VI – первой половиной V вв. до н. э.
После извлечения из земли ульский котел 37 лет находился в столице России и теперь, пропутешествовав 1 400 км, возвратился на свою родину – в Адыгею.
В дальнейшем экспонат займет свое место в постоянной экспозиции музея.