«Наше искусство - путь по лезвию ножа. Чуть в сторону - и легко можно свалиться в неуспех. Если у режиссёра или зрителя не хватает вкуса, спектакль сразу провисает. Поэтому привить вкус зрителю - основная цель театра», - считает худрук Камерного музыкального театра Адыгеи, лауреат премии имени братьев Соловьёвых.
Заслуженная награда
- Что для вас значит присуждение главной премии Майкопа?
- Это большая честь. Братья Соловьёвы были не только отличными врачами, но и меценатами строительства Пушкинского дома, где сегодня активно работают два театра республики. Помимо этого, они организовали в Майкопе театральный кружок, в котором один из братьев, Василий Фёдорович, был даже режиссёром. Об этом мне рассказал их праправнук, композитор и дирижёр-постановщик Московского театра оперетты Андрей Семёнов, который тесно сотрудничает с нашим театром.
Считаю, что премия заслужена не только мною - она в равной степени принадлежит нашему коллективу и тем людям, которые помогали становлению и развитию театра.
- В этом году Камерному музыкальному театру Адыгеи исполняется 25 лет. Каковы его самые главные достижения?
- Умение преодолевать трудности и приумножать свой репертуар в интересах зрителя. В 90-е годы я обратился к министру культуры республики Адаму Ханаху с предложением создать в Адыгее музыкальный театр. Многим тогда казалось: о каком театре речь, когда людям месяцами не платят зарплату, когда страна на глазах разваливается? Но, несмотря ни на что, вместе с Адамом Ханаху, его первым заместителем Анзауром Тлехучем и председателем Адыгейского отделения Союза театральных деятелей Заурбием Зеховым мы начали делать первые шаги по созданию театра, музыкальным руководителем был назначен Мурат Хупов. Скептиков было много. Но мы творим уже 25 лет! За это время на сцене театра было поставлено около 70 спектаклей.
Семейная традиция
- Кто приходит на ваши спектакли?
- Мы собираем полные залы. Именно зрительская любовь доказала, что музыкальный театр создан не зря. Сначала на наши постановки приходили люди постарше. Пришлось задуматься о спектаклях, рассчитанных на зрителей разных возрастов. Много пьес ставили мы для детей и подростков. И те, кто приходил на наши спектакли ещё детьми, спустя годы приводят своих детей. Мы гордимся, что поход в музыкальный театр для многих майкопчан - семейная традиция.
Я считаю, что именно вкус театра и зрителя определяет успех или неуспех постановки. Ещё и поэтому в нашем театре существуют определённые табу. Среди них - пение под фоно-грамму.
В новом сезоне мы приступим к постановке спектакля «Бэла» по мотивам повести Лермонтова. Но если у классика история рассказана от лица русского офицера, то у нас - от лица местного жителя. Вариант для сцены я пишу в содружестве с Галиной Лодяновой, а музыку к спектаклю пишет молодой композитор Артём Пысь, выпускник нашего колледжа искусств и Московской консерватории. Над хореографическими номерами работает балетмейстер-постановщик Аслан Исупов.
С любовью и уважением
- Вы как-то сказали, что настоящий театр всегда говорит со зрителем о любви. Но разве через два часа, возвращаясь в мир проблем, человек не испытывает разочарования?
- У нас были полные залы и в тяжёлые 90-е, и в начале не менее суровых 2000-х. Часто коллеги задают мне вопрос: почему? Думаю, человек в театр убегает от серости будней, чтобы отключиться от проблем и реалий и вдохнуть глоток свежего воздуха. Благо, жанр музыкального спектакля к этому располагает.
Театр помогает окунуться в атмосферу чистоты и красоты. Изначально душа человека призвана петь, и эта песня души важнее любых политических, экономических и социальных вещей, влияющих на нашу жизнь. Театр даёт силы, чтобы быть духовно более свободным.
- Сможет ли российский театр удержать своего зрителя?
- Что касается нашего театра, мы очень аккуратно относимся к вопросам ценовой политики. И если уж в силу разных причин приходится повышать стоимость билетов, то делаем это постепенно, всегда соизмеряя это с финансовыми возможностями зрителей.
Камерный музыкальный театр Адыгеи присоединился к проекту «Бережливое правительство», и у нас уже началась работа с использованием и внедрением новых технологий в работе. Мы изучаем опыт Московского театра оперетты, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, консультируемся по вопросам новых театральных костюмов, декораций, света и музыки, приглашаем столичных художников и композиторов принять участие в наших постановках.
А участие в федеральной программе «Большие гастроли» даёт возможность увидеть работы коллег из других регионов и показать себя. В этом году в рамках программы наш театр принимал Московский государственный областной театр кукол под руководством Олега Лабозина. А мы в октябре поедем с гастролями в Кабардино-Балкарию.
Мы всегда помним: в театр люди приходят с открытой душой, и мы должны относиться к ним с любовью и уважением.
Юнус Сулейманов.
Родился в 1957 г. в а. Пшикуйхабль. В 1981 г. окончил Майкопское музучилище. В 1986 г. окончил ГИТИС по специальности «режиссёр музыкального театра». Кандидат искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РФ и РА.