Часто домашние «заготовки», с которыми многие родители начинают подготовку ребенка к школе, это суровые напутствия вроде «начнётся школа, тогда узнаешь, по чём фунт изюма!» или «В школе тебя научат жизни!». Они рисуют в детском сознании негативный образ школы, считает консультант по детско-родительским отношениям Лариса Страшко.
«Подобные установки абсолютно не работают на то, чтобы дети хотели идти в школу», - говорит психолог.
В интервью ADIGEA.AIF.RU специалист по детско-родительским отношениям рассказала о главных ошибках родителей и о том, как пробудить у ребенка интерес к учебе.
Семейное волшебство
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Ваш стаж психолога - 25 лет. С какими проблемами в преддверии 1 сентября и в течение года к вам обычно обращаются родители?
Часто ко мне приводят детей с гипоксией в разных формах, то есть нарушением снабжения мозга кислородом. Такие патологии у 80% детей сглаживаются к 13-14 годам. Но до того момента эти дети требуют особого внимания: их нельзя торопить, надо дать время и помочь в преодолении трудностей.
- Тогда какую роль в жизни ребёнка должна играть школа?
- Одну из самых важных. Но школа не строит фундамент воспитания - это не её функция. Все главные ценности и социальные навыки человека формируются в семье.
Волшебные слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» впервые узнают дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными, прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших. Дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и не бросать мусор в урну. А в школе их учат языку, математике, истории, физике, химии и так далее. Школа только подкрепляет, но не заменяет родительское воспитание, если оно есть.
Например, семилетняя Аня показала мне на примере терапевтических кукол, как её семья проводит день. Пока папа на работе, девочка - у компьютера, мама с бабушкой - у телевизора. Вернулся папа - сел за компьютер, дочь играет в куклы, мама готовит ужин. Их дороги не пересекаются - у каждого своя жизнь. Родители - вне доступа.
Чужие амбиции
- В чём главные родительские ошибки?
- Нельзя требовать от ребёнка невозможного или, наоборот «забивать» на его учёбу, считая, что современная школа с обучением не справляется. Часто через детей родители пытаются реализовывать свои амбиции и желания. Но если они учились в школе посредственно, почему ребёнок должен стать академиком? Ребёнок - проявление своей семьи.
Сейчас по соцсетям гуляет стишок-страшилка о школе, которую поёт первоклассница - эту песню придумали взрослые. В ней не страхи первоклассника: он не знает, что такое школа. Зато он слышит истории взрослых, которые боятся, что ребёнок не сдаст ЕГЭ, боятся, что дети станут несостоятельными, боятся обвинений в плохом воспитании детей. И эти страхи навязывают детям. А потом к психологу приводят школьника, у которого страх не оправдать ожидание родителей, страх критики, наказания и крика, страх потери личных удобств. Нужно рисовать положительный образ школы, чтобы ребёнку было интересно туда идти.
Ещё одна ошибка родителей - требование оценки. Встречаем ребёнка из школы словами: «Какие оценки получил?». А не лучше ли поинтересоваться, что нового узнал? Ведь психологически здоровый ребёнок не особо интересуется оценками, он идёт в школу для общения, а не для учёбы. Это показал тест, который провели психологи среди лицеистов. Оценка - только сигнал, как усвоены знания. Её можно обсудить. Но нельзя ею, как делают многие родители, подменять любовь. За «5» - любим, за «2» - не любим. Не торгуйтесь - просто любите!
Теория объятий
- А что надо сделать в преддверии школы?
- Не только в преддверии! Вместо запугивания заняться воплощением «теории 12 объятий», которые нужно дарить человеку любого возраста ежедневно. Почаще говорите своим детям, как сильно вы их любите, хвалите. Не бойтесь открыто проявлять нежность или просить прощения у ребёнка за свои ошибки. Поинтересуйтесь, как прошёл день школьника, расспросите о новых друзьях, выслушайте жалобы. Проверьте, не тяжёл ли портфель: вес ранца, лучше с жёсткой спинкой, должен быть не больше полутора килограммов.
Сегодня много всевозможных кружков, но не спешите с первого класса отдавать туда ребят: пусть адаптируются сначала к общеобразовательной школе. Вместо айфона купите ребёнку обычный кнопочный телефон и строго контролируйте, как часто он посещает интернет.
В первый год школа меняет образ жизни первоклассника. Музыкальная и спортивная школы подождут. Пусть в первом классе привыкнет к общеобразовательной. В режиме ребёнка всё должно быть гармонично - в начальной школе он должен успевать просто играть. Но не в компьютерные игры, а вживую, со сверстниками. И никакая школа не заменит ребёнку семейные походы в парк, кино, бассейн.
Не надо делать из ребёнка маленького старичка - игры должны продолжаться. Школьник - не солдат, у него должно быть своё место и свои запертые ящики.