В этом году один из самых опытных руководителей специального отдела УУР Гелим ДЕЛОК отмечает вместе с 96-летием образования уголовного розыска МВД России и свой личный юбилей.
Тяжёлая специфика
Работа подразделения по розыску пропавших в Управлении уголовного розыска МВД по РА - одна из самых тяжёлых. Не только физически, но и морально. Нужно иметь стальные нервы, чтобы выслушивать плачь и требования тех, у кого вдруг пропал кто-то из родных. А если это ребёнок?
«Всё, что касается поиска несовершеннолетних, находится на особом контроле министра внутренних дел по Адыгее. На сегодняшний день у нас нет детей, чьё бы местонахождение не установлено. Все они находятся достаточно быстро, так как с момента исчезновения или ухода подростка к нашим действиям сразу подключаются все подразделения и службы полиции. На первоначальном этапе проводятся все оперативно-розыскные мероприятия, вплоть до привлечения волонтёров, друзей и знакомых, с которыми общался подросток», - говорит Делок.
Причины, по которым в республике «теряются» дети, - неблагополучная обстановка в семье, отношения с отчимом или с мачехой, конфликты или неприятности в школе, либо уход из интерната, откуда часто дети стремятся самовольно вернуться в семью.
«Из общего количества подростков, которых нам приходится разыскивать, больше 70% - это те, кто сбегает постоянно. Некоторые не раз и не два объявлялись в розыск. Многих беглецов нам удаётся обнаружить ещё до того, как их станут искать официально», - рассказывает руководитель отдела.
Все резонансные уголовные дела находятся в ведении управления уголовного розыска МВД по Адыгее.
Профилактические беседы с подростками-беглецами помогают, но решает проблему, безусловно, тотальный контроль взрослых.
Однако, кроме несовершеннолетних, забот в отделе много. Работа в уголовном розыске связана с постоянным риском, опасностью. Но для тех, кто разыскивает пропавших без вести, совершенно необходимы самообладание, сила воли и духа.
Люди действительно иногда пропадают. «Пропадают» и преступники, которые скрываются от следствия, дознания и суда. Их объявляют их в розыск, затем уже в рамках розыскного дела ищут живыми. Но так бывает не всегда.
«Наш отдел занимается установлением личности погибших, которые могут быть обнаружены на территории Адыгеи. К сожалению, бывают факты, когда мы ищем человека какое-то время как без вести пропавшего, а потом он находится как погибший», - рассказывает профессионал поиска.
На каждого без вести пропавшего человека специалисты заводят специальное дело по розыску, куда включаются карточки с его всеми возможными биометрическими данными, подробным описанием примет, которые только могут собрать оперативники.
«В этом году был один такой случай: человек пропал в Гиагинском районе, а через полгода в Кошехабльском районе было обнаружено тело неизвестного. После проведения всех необходимых мероприятий личность была установлена. Как выяснилось, это как раз тот человек, который пропал без вести в Гиагинском районе», - говорит Делок.
Головную боль создают сыщикам и зоны отдыха. В Тахтамукайском районе - это «тёмные» уголки по берегу реки Кубань, куда приезжают на отдых сомнительные компании, где находят прибежище люди без определённого места жительства. В Майкопском районе - своя специфика - обширные леса и горные красоты, в которых легко заблудиться, а порой и пропасть.
От сумы и тюрьмы
Но основные заботы оперативникам по розыску создают скрывшиеся преступники. Оперативники отдела занимаются поиском не только на территории республики, но и во всей России. Чем скорее беглец будет обнаружен, тем лучше. Если преступник или виновник происшествия скрылся, расследование уголовного дела приостанавливается, а «висяк» - тяжкая проблема для профессионалов уголовного розыска. Ориентировки на стендах «Их разыскивает полиция» - это часть работы по сбору информации. Такие «портреты» с описанием личности преступника рассылаются по всем субъектам РФ.
«При получении какой-то конкретной информации, мы связываемся с коллегами-оперативниками в том регионе, где нашлись следы разыскиваемого, даём им розыскные задания, поручения, и они оказывают нам помощь без выезда на место наших сотрудников. Если есть необходимость нашего присутствия, мы выезжаем на место и уже там, совместно с коллегами из полиции региона Наши сотрудники, как правило, выезжают в регион уже на задержание разыскиваемого. Аналогично мы оказываем помощь и нашим коллегам из других регионов, когда им требуется наша помощь в установлении места нахождения преступника или без вести пропавших граждан», - говорит Делок.
Из резонансных и сложных дел в производстве осталось только одно - по розыску жителя Краснодара Владимира Волкова, который числится пропавшим более трёх лет назад. Он обвиняется, как классифицирует Уголовный кодекс, «в организации преступного сообщества лицом занимающим высшее должностное положение в преступной иерархии». Как поясняют в уголовном розыске, вор в законе по криминальной кличке «Волчок» был объявлен в розыск Следственным управление СК РФ по Адыгее летом 2011 года. Более того, этот случай стал самым первым выявленным преступлением в России, классифицированным по этой уголовной статье.
«Выявлен он был в Адыгее, но в суд уголовное дело так и не ушло, поскольку Волков сбежал. Остальные участники преступного сообщества все осуждены, их приговорили к длительным срокам наказания», - говорит руководитель управления уголовного розыска Вячеслав РАДЧУК.
По словам сыщиков, Волчок был арестован, но во дворе изолятора временного содержания ему стало очень плохо. Волков попал на операционный стол в больницу. Врачи прибыли из Краснодара, и жизнь ему удалось спасти, несмотря на то, что 60-летний преступник - наркоман с огромным стажем. Волкову удалили часть желудка, затем перевезли его в краснодарскую клинику. Несмотря на то, что Волков был фактически при смерти, из клиники ему удалось уйти.
«После этого он был объявлен не только в федеральный, но и международный розыск. Но пока усилия сыщиков не дали результата, Волчок исчез. По всем имеющимся данным на сегодняшний день, он числится в списках живых, поскольку факт его смерти нигде не зафиксирован. Скорее всего, он находится за пределами России по поддельным документам. Но пока место нахождение его не установлено», - говорит Делок.
Ещё одно из так называемых громких дел, - это розыск бывшего проректора по административно-хозяйственной работе Майкопского технологического университета Аскера Зекоха.
«Он был объявлен в федеральный розыск, после того как в Майкопе ему предъявили обвинение в мошенничестве скрылся от следствия. Его отпустили на свободу под большой денежный залог - до вынесения приговора. Как только его место пребывания было установлено, сотрудники аппарата уголовного розыска из Майкопа выехали в Москву, где совместно с коллегами из МУРа его задержали на съёмной квартире. Экс-проректор был доставлен в Бутырский следственный изолятор, а уже потом этапом доставлен в Краснодар и Майкоп.