aif.ru counter
651

«Чёрный» пиар. Информационные войны добрались до Адыгеи

Термин «информационная война» не сходит с экранов телевизоров и страниц печатных изданий. Кому-то кажется, что всё это происходит где-то в столицах, на самом деле информационные войны коснулись каждого из нас, в том числе и жителей Адыгеи.

Кому это выгодно

«Сегодня информационная война заменила холодную войну. В современных условиях информационные войны бывают более эффективны. Если раньше СМИ были подконтрольны государству, то сегодня с повсеместностью интернета информационные войны просочились на все уровни. В прошлом году это пришлось испытать и Адыгее», - говорит обозреватель программы «Вести-Адыгея» Виктор Крючков, который провёл телевизионное расследование на эту тему.

Нашумевшее дело с бывшим главбухом МГТУ Заремой Хаджироковой, которую суд признал виновной в хищениях бюджетных средств, определённые силы попытались повернуть как политический заказ. Мол, за решётку посадили борца за свободу и противника существующей власти. Но из банального уголовного дела Хаджироковой определённые силы решили выжать политический максимум. Для этого были использованы практически все методы ведения информационной войны - от очернения представителей власти и сотрудников правоохранительных органов до вброса откровенной чернухи в информпространство.

А ещё были дела о хищениях на рисозаводе «Адыгейский», о незаконном строительстве домов на территории, охраняемой как культурное наследие, о махинациях в одной из крупнейших строительных фирм Майкопа, о неэффективном использовании средств бывшим начальником республиканского управления МЧС. Примечательно, что когда правоохранители, прокуратура и суд ставят в том или ином деле законную точку, его сразу же пытаются из уголовного или коррупционного перевести в разряд политического. 

«Такие приёмы пришли в Россию с Запада. Это и неудивительно, ведь их активно используют зарубежные неправительственные структуры. К примеру, такие НКО как «Джеймстаунский фонд», «Нацфонд за демократию», «Институт восточного партнёрства». Ссылка на авторитет - это самый яркий и самый распространённый приём так называемых сетевых или информационных войн, теория и практика которых активно внедряется зарубежными правительствами и российскими структурами внесистемной оппозиции», - говорит генеральный директор пиар-агентства «Адыгея-Имидж» Руслан Бжассо.

Журналист Елена Космачёва, которая специализируется на расследованиях подобных дел, считает, что объективный рассказ о том или ином деле должен строиться на документально подтверждённых фактах. В противном случае, любой материал «по теме» можно смело считать заказным. Тем более что при наличии средств сделать это сегодня достаточно просто - желающих заработать беспринципных СМИ хоть отбавляй. К тому же есть Интернет, куда можно вбросить всё, что угодно.

«Часто подобные истории пытаются построить на сочувствии «жертве», которой бывает достаточно заявить о притеснениях в свой адрес, продекларировать несколько стандартных лозунгов и призвать людей бороться с произволом. Ментально наш народ любит это делать, причём, даже не вдаваясь в суть происходящего. А ведь это не что иное, как часть «чёрного» пиара», - считает Руслан.

Новостной гамбит

В Адыгее эту роль взяли на себя силы, которые попросту пытаются заработать политические очки. Но было бы странным думать, что они не понимают - за ними стоят куда более крупные игроки, для которых главная цель состоит в расшатывании ситуации в республики. Этим крупным игрокам по большому счёту всё равно, кем манипулировать - имена их не интересуют. Есть конечный результат - посеять смуту. Но если на доске есть удачно расположившаяся фигура, почему не разыграть партию через неё. Правда, любой мало-мальски разбирающийся в шахматах скажет, что в крупной игре разменивают даже ферзя.

Пешками же в этих играх становятся обычные люди.

Как же отличить громогласные заявления о произволе и властной нечистоплотности от реального положения дел? Журналист Виктор Крючков предлагает несколько способов отличить «чёрный» пиар от объективного расследования.

Среди признаков информационной войны - наличие в материале ссылки на авторитет. У нас любят цитировать Путина - ещё одна российская ментальность. Обычно цитируют его инициативы, которые часто вообще не имеют к делу никакого отношения. Зато пафосно. Неоднократное повторение ложной информации - тоже признак заказного материала. Уголовника могут несколько раз назвать борцом с коррупцией. Здесь же обычно появляется «лирика» о гонениях и подмена понятий. Ещё один признак - формирование сенсационности, в которых обычно фигурируют признания якобы сотрудников правоохранительных органов. 

В завершении обычно пытаются запугать читатели или телезрителя негативными последствиями, мол, всё идёт к войне - религиозной, клановой, политической, всё идёт к краху. Кое-кто по-прежнему твердит, что только «заграница нам поможет». Так что будьте начеку.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых