aif.ru counter
289

По «линейке» становись?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «АиФ-Адыгея» 08/02/2012
Фото: Надежды Кривко

Казаком сегодня быть хлопотно. Лошадей на казачьих подворьях практически нет, традиции теряются, а споры об исторической правде становятся все громче.

Особенно слышны споры на Кубани, где в казачьих рядах вообще трудно разобраться. Говорят на разных наречиях, поют разные песни и одежду носят разную. Откуда пошли такие противоречия? О том, что происходит в казачьих рядах Кубани и Адыгеи сегодня рассказал читателям «АиФ - Адыгея» казачий атаман Павел Романов.

Исторический спор

- Павел Анатольевич, почему в казачестве на протяжении последних 20 лет не утихают разногласия?

- Причины - в неопределенности отношений к казакам властей, как в центре, так и на местах. Есть реестровое казачество и есть Всероссийская общественная организация «Союз казаков». К ней относится наибольшая часть казачества России - большинство казаков Ставрополья, Сибири, Дальнего Востока. И меньшинство - на Кубани. Я не принадлежу к реестровому казачеству. Наша казачья община - Майкопское православное казачье братство - вошла в «Союз казаков» в марте прошлого года. Вообще Майкопское православное казачье братство было создано в Адыгее в 1999 году. Союз близок нам по символике, по своему духу и задачам, которые ставит перед собой.

- Сегодня очень много говорят, что казачество должно брать на себя какие-то «служебные» функции, скажем, народной полиции? Вы не разделяете такое мнение?

- Я не разделяю такое мнение. И знаете, почему? Казаки всегда отрицательно относились к полицейским функциям в отношении гражданского населения России. Современное понятие «казачий реестр» подразумевает служение политической структуре.

- Историю казачества каждая власть переписывала по-своему?

- Версий существует множество, большей частью, конечно, романтических. Историю переписывали всегда. И в древности, и в царское время, и при советской власти, и сейчас. Не только в отношении казачества. И обижаться тут не на что - она всегда перелицовывалась в угоду современному положению дел. Сейчас очень трудно найти единственную версию. Для меня наиболее правдоподобной выглядит версия Гордеева, донского казака и историка, который определил происхождение казачества как массового поселения славян на окраинах Руси. Это относится к 13-14 векам, к периоду владычества Золотой орды. Тогда десятую часть населения в виде дани русские княжества платили орде, которые и были этими поселенцами.

Они селились по берегам Дона, который был далекой окраиной. Это такая «полоса отчуждения». Люди здесь выполняли «почтовую» роль между ордой и русскими князьями. Большей частью они служили в легкой коннице ордынских ханов. Отсюда идет сохранившаяся на сотни лет тактика казачьих войск, во многом сходная с тактикой степной конницы.

- То есть крови в казаках всякой намешано?

- Позже в эти поселения уходили беглые крепостные крестьяне с пределов Руси, Польши, Украины. Поэтому научные источники большей частью называют казаков субэтносом. Но влияние орды проявлялось в одежде, экипировке, и лошади изначально были маленькими степными лошадками. С падением Золотой орды на окраинах Руси возникло огромное количество населения, имеющего свой уклад жизни, причем организованный по-военному.

Казачество всегда отличалось тем, что благодаря навыкам пограничной жизни, могло находить общий язык и сосуществовать с другими государствами. Это, кстати, заметно и сегодня: человек из центральной России совершенно неадекватно воспринимает жизнь на Кавказе или в Средней Азии…

Политический «сор»

- Возрождение казачества началось с изменением социально-политического строя в России. О нем много говорилось, а что происходит?

- Союз казаков - это старейшая организация в РФ, с которой началось движение возрождения. Ей же принадлежит идея реестрового служения - то есть войскового. В 90-х годах на Кубани атаман Громов, взяв эту идею за основу, повел казаков за собой в реестр. В этом были заинтересованы госвласти Краснодарского края, что обеспечило довольно сильную поддержку реестровой организации Кубанского казачества. Туда входит и Майкопский казачий отдел. Реестровым казакам был присвоен статус Кубанского войскового казачьего общества «Кубанское казачье общество». Оно является более многочисленным и официально признанным.

- Есть региональные особенности в казачестве?

- Кубанский казачий полковник Елисеев, который, кстати, учился в реальном училище г. Майкопа (ныне - гимназия № 5) так сформулировал региональные отличия. Кто чем разговляется на Пасху - после Великого поста? Кубанцы - салом, уральцы - красной рыбой, оренбуржцы - калмыцким чаем. Вообще, казак казака всегда различит даже в огромной московской толпе! Но само Кубанское казачество составлено в свое время из двух разных частей, которые очень четко делились. От Тамани до города Усть-Лабинск шло заселение Кубани запорожскими и азовскими казаками, о чем сейчас и поет нам Кубанский казачий хор - там сильна украинская речь и запорожская культура, что исторически справедливо. От Усть-Лабинска до Карачаево-Черкесии шли селения линейных казаков - потомков донского казачества, которые селились по «гребню Терека». Их движение на Кубань, в том числе и на территорию Адыгеи, шло с Восточного Кавказа - Чечни и Дагестана. И, безусловно, это совсем другая группа, с другой, не украинской речью, стилем жизни, одеждой!

- Вы хотите сказать, что дело в «черкеске»?!

- Отчасти, и в черкеске. Тема: казаки - народ, вылилась в устойчивую форму в эмиграции. Споры не утихают много лет в рядах нынешнего реестрового казачества. Эмигранты стали называть сословное деление ошибкой царизма, поскольку оказались лишены родины. Такая позиция самостийности была изначально характерна для Кубанской рады - казачьего правительства.

На самом деле историческое прошлое было вольно использовано в политических целях. К сожалению, аналогичные очень эмоциональные заявления слышатся и сегодня, начиная с высоких эшелонов казачьей власти.

Всегда в седле!

- Каких принципов придерживались линейные казаки?

- Линейное казачество всегда держалось жесткой централизации Москвы. Дело в том, что заселение казаками Кавказа происходило под жесткими директивами правительства, поначалу даже под конвоем. Это не то вольное заселение восточных земель Кубани черноморскими казаками по дарственной грамоте Екатерины. Там и земли намного богаче, и этнический тип людей другой. Вспомните картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - тип казачества остался тем же!

- Но форменной одеждой Кубанских казаков является черкеска!

- Форма была единой для всех казаков Кубани. Но по тому, как ее носят, всегда можно отличить черноморского казака от линейного, разве что «казацкие шаровары» ушли в прошлое. Дело в том, что черкеска всегда была бытовой одеждой горцев. Она подчеркивала и социальный статус в том числе - тканью, богатством отделки. У линейных казаков черкеска также была бытовой одеждой, они всегда брали пример с горцев. Белый бешмет считается праздничным, а повседневный может быть черным, серым - цвета обязательно сдержанные. Красные бешметы введены для Кубанского казачьего войска как форменное отличие. В быту использовались белые, черные и серые.

 - Но есть то, что казаков Кубани объединяет?

- Да. Православная вера, воспитание в духе служения Отечеству. А также приверженность казачьим идеалам, а это - твердое следование принципам казачьего самоуправления. У казаков сегодня много объективных проблем, которые трудно преодолеть. По переписи населения 2011 г., казачество в Адыгее на 10% более старое, на 10% менее образованное, чем по данным, зафиксированным до 1993 года. Сегодня только 10% его составляют сельские казаки. Менее 11% из них религиозны, и лишь 1% всего казачьего населения Адыгеи - реальные прихожане Майкопской и Адыгейской епархии.

- Скажите, дорого сегодня стоит обуть-одеть одного казака?

- Не дешево, хотя в царские времена это было гораздо дороже! Один из кубанских казаков, который поставил в русскую армию пятерых сыновей, удостоился благодарности царя - его сыновья служили в императорском конвое. Кстати, императорский конвой состоял в России только из линейных и кубанских казаков. Молодой казак в те годы должен был иметь два комплекта полной формы.

Он должен был быть одет-обут, иметь коня, полную амуницию и оружие. Сейчас все, конечно, проще. Тем не менее сегодня только приличное казачье седло стоит 15-30 тыс. рублей. Дальше давайте посчитаем: около 5,5 тыс. руб. - казачий кинжал, 15 тыс. руб. - шашка. Одежда? Черкеска в Майкопе стоит до 15 тыс. рублей, 13 тыс. - хороший кожаный пояс, до 3 тыс. рублей за штуку - газыри или напатронники для черкески. Все это должно быть сделано, в идеале, в серебре! Ну, еще 4 тыс. будет стоить каракулевая папаха. Строевой конь обойдется по минимальной стоимости в 50 тыс. рублей. В общем, полная выкладка для сына казачьей семье обойдется, в среднем, в 120 тыс. рублей.

ДОСЬЕ

Павел Романов - родился в 1964 году. Окончил Днепропетровский мединститут. Кандидат медицинских наук. Принимал участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 г. С 1990 г. служил в Закавказском военном округе, в Западной Грузии и в зоне армяно-азербайджанского конфликта начальником медпункта, врачом спасательной парашютно-десантной группы.

С 1992 г. был врачом-спасателем Адыгейской поисково-спасательной группы. Работает в Майкопском военном госпитале. Атаман Майкопской городской казачьей организации Адыгейского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз казаков», есаул.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых