Почему этот день так и не стал общенародным праздником и насколько важен аспект идеологии в молодёжной политике страны - об этом в разговоре с председателем комитета РА по делам молодёжи Махмудом Каратабаном.
Профессиональная дата
- Минувший День молодёжи в Адыгее прошёл неординарно - дату решили отметить автопробегом, символизирующим толерантность и межнациональное согласие. А что лично для вас представляет этот праздник?
- Лично для меня это повод подвести какие-то итоги работы комитета, своей работы, наградить и отметить лучших и поблагодарить всех специалистов в области работы с молодёжью. Я бы сказал, что для нас - это своеобразный профессиональный праздник. Выражаясь чиновничьим языком, государственные институты рассматривают этот день как повод для подведения промежуточных итогов. Кстати, уже не за горами подведение итогов полугодия.
Ну а в сам День молодёжи в России каждый вкладывает свой смысл. Но сама молодёжь, как мне кажется, не воспринимает этот день как праздник. То ли это повод вспомнить о принадлежности к определённой возрастной группе, то ли повод просто «оторваться» по полной программе - однозначного ответа нет.
- Вы упомянули об итогах. Какую-то черту под полугодием уже можно подвести?
- Конечно. В этом году мы впервые начали реализацию ведомственной программы «Молодёжь Адыгеи на 2012-2014 годы». Её принципиальное отличие от предыдущей, которая реализовывалась в течение трёх лет, - новые подходы в работе с молодёжью. Это и появление новых направлений - антинарко, антитеррор, укрепление межнациональных отношений. Думаю, что в зачёт нашей работе можно поставить и тот факт, что нам удаётся выполнять поставленные задачи - кардинально изменить подходы к организации проводимых нами мероприятий, добиваться их масштабности. Именно этого требует и глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, который подчёркивает необходимость вовлечения в этот процесс общественности с тем, чтобы комитет по делам молодёжи выступал координатором всех исходящих в наш адрес инициатив. Это позволит не только проводить те или иные мероприятия или акции организованно, но и официально их финансировать.
Что решают кадры?
- Вы неоднократно говорили о необходимости введения в администрациях муниципальных образований должностей специалистов по работе с молодёжью. Прислушались?
- Не все, к сожалению, хотя на самом высоком уровне власти эта инициатива находит поддержку. И дело ведь не в том, что председателю комитета так захотелось! Я всегда был за системный подход к решению проблем. А как их можно решить, если в том или ином муниципальном образовании молодёжью занимается чиновник, в обязанности которого эта работа не входит? Он никогда не вложит в их решение свою душу, не потратит лишнее время, и не потому, что он такой ленивый или недобросовестный, а потому что у него других дел по горло.
Можно затратить массу энергии, времени, сил и средств, но так называемый выплеск будет минимальным, потому что поставить галочку - это не системный подход.
Чтобы решать проблему системно, во взаимодействии, о необходимости чего, кстати, говорит и руководство республики, в администрациях муниципалитетов должны быть структуры, работающие по одному принципу, с одинаковыми правами и обязанностями, для которых существует единый перечень направлений работы. К тому же такой системный подход позволит реализовывать муниципальные целевые программы в рамках республиканской, даст возможность проводить межмуниципальные мероприятия. Сюда же можно отнести и материально-технический аспект нашей деятельности, когда в каждом муниципалитете чётко определены не только задачи по работе с молодёжью, но и средства для их осуществления. Другими словами, чтобы не получалось, что одну и ту же акцию в одном районе можно провести, а в другом - уже нельзя.
- Вам не кажется, что ситуация вокруг молодёжных ведомств достаточно «размыта» даже на федеральном уровне?
- Не мне судить о том, какими средствами в конкретный момент предлагает решить ту или иную проблему руководство страны. Если раньше мы были под крылом министерства спорта, туризма и молодёжной политики, а теперь в виде департамента под крылом минобразования, значит, на то есть веские причины.
Другое дело, что в каждом из этих вариантов были свои плюсы и свои минусы. Между тем какой-то конкретной стратегии в работе с молодёжью в федеральном масштабе нет. Она, скорее, есть на местах, в регионах. А вот единой программы нет, нет органа, который бы аккумулировал все идеи. А у нас есть, чем поделиться. Не случайно мы на уровне комитетов субъектов юга России часто встречаемся, проводим совместные заседания, обмениваемся опытом. Поэтому и получается, что в общественном сознании для многих мы остаёмся органом, отвечающим исключительно за организацию досуга для молодёжи.
- Но ведь в этом есть доля истины?
- Мы - идеологический орган. Не случайно те же поручения главы республики связаны не с организацией дискотеки в отдельно взятом клубе, а с решением вопросов борьбы с алкоголизмом, к примеру. И вот в этом решении в том числе будет и организация досуга.
Но до тех пор, пока государство не ответит на вопрос, к чему должны стремиться молодые люди, будут появляться альтернативные предложения, на которые молодёжь, к сожалению, уже начинает отзываться.
КСТАТИ: Махмуд Каратабан родился в 1977 году в Майкопе. Окончил с отличием Адыгейский госуниверситет. В 2003 году получил учёную степень кандидата экономических наук. С 2007 по 2009 год возглавлял созданный при его участии Молодёжный парламент при Госсовете-Хасэ РА первого созыва. Женат, воспитывает троих детей.