Майкоп, 13 декабря - АиФ-Адыгея. Автодорога, которая должна соединить один населённый пункт в Адыгее - аул Уляп, с другим населённым пунктом в Краснодарском крае - станицей Тенгинской, в последнее время стала объектом весьма недвусмысленных информационных сообщений.
Первыми на проблему незаконченного строительства отреагировали те, кто в своё время если не ратовал за её строительство и даже приложил руку к созданию этого проекта, а теперь в силу тех или иных причин остался не у дел. Именно из их уст стали звучать громкие, но уже набившие оскомину слоганы, типа «дорога в никуда» и «мост-призрак». На эту ничем не подтверждённую информацию, к сожалению, «клюнули» и некоторые авторитетные федеральные издания и информагентства.
Кому нужен скандал?
Речь, в первую очередь, касается моста через Лабу, который должен соединить Уляп и Тенгинскую и который, собственно, является ключевым строением в проекте новой автодороги. Мост, и это может подтвердить любой, кому не лень приехать в Красногвардейский район Адыгеи, построен. Таким образом, первый пусковой комплекс проекта, за который отвечает Адыгея, выполнен.
- Строительство дороги, в том числе и моста через Лабу, началось в 2008 году в рамках соответствующей федеральной программы - то есть, средства на реализацию проекта были выделены федеральным центром. Свои обязательства по строительству первого пускового объекта - дороги, длиной в 4,3 км и моста Адыгея выполнила. Второй пусковой комплекс – 1,8 км дороги до станицы Тенгинской – обязательства Краснодарского края, - рассказал главный инженер «Адыгеяавтодора» Ибрагим Коблев.
Почему же тогда в ряде СМИ, особенно в Интернете, так часто звучали фразы о зарытых в недостроенную дорогу сотнях миллионов? Попробуем разобраться. Все без исключения правоохранительные структуры - полиция, прокуратура и даже Следственный комитет пришли к выводу, что ни копейки из выделенных Москвой средств на реализацию первого пускового комплекса украдено не было - деньги освоены в размере 383,3 млн рублей, что подтверждается массой документов. Один из наших коллег, работающий в Сети, считает, что речь идёт вовсе не о хищениях - претензии к руководству республики связаны с якобы неэффективным использованием федеральных средств. Мол, деньги дали, мост построили, а дороги как не было, так и нет? При этом роль и участие в этом межсубъектовом проекте Краснодарского края как-то странно не учитывается.
Вывод напрашивается сам собой - если дорога не достроена, чем не повод покритиковать власть? Причём, власть по одну сторону Лабы? И «советы» некоторых так называемых оппозиционеров по поводу того, что средства надо было направить на более важные участки, говорят, как минимум, об экономической безграмотности, ведь это стало бы незаконным использованием федеральных средств, выделенных по целевому назначению. К тому же «советчики», видимо, не в курсе того, насколько важна эта дорога. Да и в Москве деньгами на «мосты-призраки» вряд ли бы стали разбрасываться, потому и приняли решение о строительстве новой автодороги с мостовым переходом. Наверное, мост, временно упирающийся в лес, просто стал поводом заявить о себе тем, кто с политической арены давно сошёл.
- Очевидно, что новая дорога просто необходима. Причём, не для нужд исключительно Уляпа или Тенгинской, а для Адыгеи и Кубани, для всей России. С появлением дороги решается проблема не только сообщения между жителями близлежащих населённых пунктов, решается вопрос развития транспортных, сельскохозяйственных и в целом экономических связей, - говорит глава Тенгинского сельского поселения Краснодарского края Сергей Симонов.
Мост дружбы
- Ни одна свадьба, будь она в Тенгинской или в Уляпе, или в близлежащих сёлах, не обходится без приглашений. Мы практически все друг друга знаем, ходим в гости, отмечаем праздники вместе. Этой дружбе много лет, - говорит житель с.Штурбино Николай Гайдук.
Дружбе не мешало даже то, что ехать в Тенгинскую из Уляпа до сих пор приходится в объезд, а это около 50 км, хотя «напрямки», как говорят местные, всего-то 7-8 км. В гражданскую войну через Лабу лежал капитальный мост, который был взорван. (Кстати, один из его пролётов до сих пор можно увидеть на другом мосту - через Кубань). Та же участь постигла и деревянный мост – его уничтожили наши войска, отступавшие в годы Великой Отечественной. С тех пор до 1975 года через Лабу люди переправлялись либо на пароме, либо лодками. Кстати, от построенного моста жители окрестных сёл уже протоптали дорожку навстречу друг другу.
- Вы не представляете, как мы радовались, когда узнали, что через Лабу построят мост, что появится новая дорога. Всё понятно – не хватило средств, но мы верим, что дорога будет, - говорит житель а.Уляп Нурбий Кулов.
- Не понимаю, почему этой проблеме стали придавать политическую окраску. И зачем обвинять в недальновидности нашу республику? У кого, извините, хватило ума говорить о неэффективности новой дороги? – возмущается ветеран педагогического труда Майя Пшиканова.
Новая дорога эффективна, в первую очередь, с точки зрения экономики. Её появление значительно расширит возможности для торговли и развития социальной сферы не только Красногвардейского района Адыгеи и Усть-Лабинского района Краснодарского края - дорога открывает новые горизонты для Шовгеновского, Кошехабльского и Гиагинского района республики, а также для Курганинского и Тбилисского районов Кубани.
- Новая дорога в будущем позволит жителям Краснодарского края использовать её для поездок в горы Адыгеи, и даже к морю – мы, кубанцы, искренне надеемся, что в скором времени появится дорога, соединяющая Майкоп с Дагомысом напрямую, - говорит С.Симонов.
Кстати, о недальновидности. В 2008 году, когда было принято решение о строительство автодороги Уляп-Тенгинская, никто и подумать не мог, что у руководства страны родится идея создания на Северном Кавказе туристического кластера, в который войдет и плато Лагонаки. Не обязательно быть экономистом, чтобы подсчитать эффективность новой дороги для развития туризма в Адыгее - именно по ней в республику смогут ехать туристы из северных регионов. А сколько километров трасс будет таким образом разгружено?
- Практически всё население близлежащих к мосту и к новой дороге населённых пунктов занимается сельским хозяйством. Я с уверенностью могу сказать, что если будет дорога, то и цены на нашу продукцию заметно снизятся. Земля, торговля и обмен в наших краях – испокон века основная деятельность наших земляков, которыми мы и тенгинцев считаем, - рассказывает глава Уляпского сельского поселения Нурьет Куфанова.
Ситуацию, насколько нам известно, прекрасно понимают и в руководстве края. И случившаяся заминка в строительстве второго пускового комплекса связано исключительно с тем, что все силы и средства брошены на строительство олимпийских объектов в Сочи.
- Не буду говорить от имени краевых властей, но все мы верим, что дорога будет достроена обязательно, - резюмировал глава Тенгинского сельского поселения.
Тенгинцы были почётными гостями на 150-летии Уляпа. Уляпские школьники принимали участие в торжествах по случаю годовщины Великой Победы в станице. Неужели у кого-то хватит смелости утверждать, что мост Дружбы, как его называют местные жители – это выброшенные на ветер деньги?
- Не сегодня-завтра мост обязательно будет, нельзя без этого моста – это ведь видят и Тхакушинов, и Ткачёв. Адыгея свою задачу уже выполнила, а кубанцы доведут дело до конца. Подождём, только не надо наш мост призраком называть, - говорит житель Уляпа, пенсионер Аслан Тлюняев.
Можно сколько угодно быть недовольным, особенно, когда то, что сделано, сделано не тобой. Но распри прекратятся, а вот дорога и мост останутся. Так, как и было более ста лет.
Кстати: Пару столетий назад Лабу называли границей между Россией и Северным Кавказом. Примечательно, но именно в том месте зарождались и крепли кунацкие отношения между казаками и черкесами. Сейчас Лабу по обе её стороны называют рекой Дружбы.