Майкоп, 17 июня – АиФ-Адыгея. За мам, отбывающих свой срок заключения, детей содержит государство или родственники. А долги по судебным обязательствам «расхлёбывают» законопослушные налогоплательщики…
Другие «университеты»
Женщины на «зоне» говорят: получишь работу, будет возможность «скостить» срок – выйти по условно-досрочному освобождению. Одним нужно посылать алименты детям, другим – заработать хоть минимальную пенсию на старость. Но решать социальные проблемы за колючей проволокой не так просто – система исправления давно не вменяет труд в обязанность заключённых.
– Сын живёт с бабушкой, которой больше 70 лет. Хочется им хоть как-то помочь, они «тянут» на одну пенсию, – говорит Неля.
Она отбывает не первый срок за пристрастие к наркотикам. Её сын в мае закончил 6-й класс. Мальчику хочется свой компьютер, мобильный телефон. В «зоне» она вылечилась, а за работой и срок идёт быстрее.
– Не все, но большинство женщин в колонии хотят работать. В основном зарабатывают на то, чтобы выйти хоть с какими-то деньгами, – говорит старший специалист по социальной работе Майкопской женской колонии общего режима ИК-6 Марина МАКЕЕНКО.
Здесь отбывают наказание женщины, за плечами которых по две-три «ходки». Из более 170 женщин-рецидивисток большинство - жительницы юга России. По количеству представительниц, отбывающих наказание, здесь судят и о социальной ситуации региона. Жительниц Адыгеи в колонии только 16 человек. По статистике республиканской исправительной системы, они реже совершают повторные преступления.
– Устроиться на работу не так просто - требуется специальность. Поваром в столовую возьмут, если есть диплом об окончании профессионального училища. Закройщики, швеи в цехах – тоже имеют специальное образование. Получается, если хочешь зарабатывать, иди учиться, – рассказывает заключённая София.
В профучилище Майкопской колонии она скоро получит диплом повара. По словам Софии, у неё есть незаконченное высшее образование – хотела получить профессию юриста, но связалась с мошенничеством и попала в другие университеты.
«Звёздная» мечта
– Заняты работой только 90 человек из всего количества заключённых. В швейном производстве посменно работают 60 женщин. Остальные - в кухне и столовой, на хозяйственных нуждах колонии, – говорит начальник ИК-6 Денис СУВОРОВ. Швейный цех мог бы нагрузить трудом многих, но заказов в зону поступает мало. С колонией постоянно работают несколько предпринимателей из Адыгеи и Краснодарского края. В неволе женщины пытались открыть своё ателье мод, обшивают и артистов собственного драматического театра, который уже несколько лет есть в колонии.
– Доверили бы нам шить школьную форму, ведь она и родителям обошлась бы дешевле, – говорят работницы швейного цеха.
Одной из выпускниц профучилища колонии, которая освободилась совсем недавно, повезло – в аэропорту Москвы её взяли сразу шеф-поваром ресторана.