Как говорил известный киногерой «Джентльменов удачи»: «Хочу в Джамбул. Там тепло, там – мама». Примерно такое мнение высказывали осужденные, отбывавшие срок в колониях Адыгеи. При этом многие сходились во мнении: контингент малочисленнее – порядка больше.
В октябре прошлого года была принята новая концепция развития российской уголовно-исполнительной системы. Каковы ее основные положения? Как отразится реформа на деятельности УФСИН нашего региона и положении осужденных? Об этом «АиФ – Адыгея» рассказал начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РА, полковник внутренней службы Юрий Заев.
Евростандарт?
- Юрий Юрьевич, долго ли продлится реформа российской уголовно-исполнительной системы и что она должна изменить?
- Новой концепцией УИС России за 10 лет, на которые она рассчитана, предполагается полностью изменить исторически сложившуюся структуру системы исполнения наказаний. Основной аспект изменений – отказ от распределения осужденных по отрядам и переход на камерное содержание. Концепцией оговорено, что в России будут созданы два типа исправительных учреждений. Это, прежде всего, колонии- поселения, в которых более мягкий режим - для тех, кто совершил менее опасные для общества преступления. Опасные и особо опасные преступники будут отбывать наказание в тюрьмах с соответствующим режимом содержания. Цель реформы: в приведении уголовно-исполнительной системы к европейским стандартам - обеспечении общепринятых норм, улучшении санитарно-бытовых условий содержания, медицинского обслуживания и питания.
- Это говорит о том, что тюрьмы в РФ станут комфортабельными?
- Не менее важное направление реформы - обеспечить строгую изоляцию осужденных. Концепция предполагает, что впервые осужденные к лишению свободы должны содержаться отдельно от преступников, имеющих богатое криминальное прошлое. Поэтому исправительные учреждения будут делиться не только по типу и виду режима, но и категориям осужденных.
- И как будет проводиться реформа?
- Изменения планируется реализовывать в несколько этапов. Первый продлится до 2012 г. К этому времени должна быть разработана нормативная база реформы. Прежде всего, потребуется внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ, которые регламентируют назначение наказания в виде лишения свободы. На втором этапе, в 2013–2016 гг. начнется перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима. Параллельно будут созданы новые колонии поселений, полностью реорганизация завершится к 2020 г.
Свой этап
- Как это будет происходить в Адыгее?
- Мы подготовили предложения по реорганизации наших исправительных учреждений в соответствии с положениями Концепции. Планируется, что в республике будет две тюрьмы общего режима для осужденных мужчин и одна для женщин, а также две колонии-поселения с обычным наблюдением. Кроме того, в структуре УФСИН останется лечебно-профилактическое учреждение для осужденных, которое сейчас находится в расположении ИК-1, в поселке Тлюстенхабль.
- Раньше осужденные, как правило, отбывали наказание в том регионе, где совершили преступление, по месту жительства. Теперь их будут направлять в исправительные учреждения других регионов?
- В 2010 г. Минюстом утвержден перечень, которым определено: в колонии строго режима в п. Тлюстенхабль Теучежского района Адыгеи будут содержаться те, кто уже отбывал наказание в местах лишения свободы. А в колонии общего режима, в х. Новый Сад Тахтамукайского района, – впервые осужденные. Но в Адыгее нет возможности создать исправительные учреждения каждого вида для так называемых «первоходов» и лиц, ранее отбывавших лишение свободы. Поэтому впервые осужденные к отбыванию наказания в колонии строгого режима, также как и ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы осужденные к общему режиму этапируются в другие регионы, где есть такие колонии.
- А где теперь будут отбывать наказание подростки, которые раньше направлялись в Майкопскую воспитательную колонию?
- В последние годы число воспитанников МВК снижалось. В результате возникла ситуация, когда на 120 человек работающего в колонии персонала приходилось всего 6 подопечных. Минувшим летом было принято решение о реорганизации этой колонии. Осужденные сегодня переведены в Белореченскую воспитательную колонию - соседнего с Майкопом райцентра Краснодарского края. Персонал МВК перераспределен в другие учреждения УФСИН. Территория, здания и сооружения воспитательной колонии переданы в женскую ИК-6, в которой увеличен лимит наполнения. 17 марта распоряжением Правительства Российской Федерации воспитательная колония ликвидирована.
Трудовая терапия
- Осужденные сегодня могут работать, учиться в колониях?
- Они лишены свободы, но не права на труд и на образование. В колониях есть общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты, в которых сегодня учатся более 250 учеников в возрасте от 18 до 30 лет. Как ни парадоксально это звучит, но возможность сесть за парты у многих из них появилась лишь в колонии. Есть и такие заключенные, кто в свое время не освоил даже программу начальной школы. Вообще, для многих отбывающих срок получение аттестата о среднем образовании - первый шаг на пути к нормальной, полноценной жизни. Они могут и продолжить свое образование в профессиональных училищах, которые также в колониях существуют. В новом учебном году в них учится более 400 человек. В училищах преподавание ведется по 10 специальностям, на которые среди осужденных даже есть конкурс. И если раньше училища готовили специалистов для работы на предприятиях колоний, и специальностям обучали в соответствии с их профилем, то сегодня они ориентируются в большей мере на запросы рынка труда, чтобы после освобождения люди могли найти работу. В колонии строгого режима, к примеру, готовят токарей, автомехаников, столяров, электросварщиков, слесарей-электриков по ремонту электрооборудования, автослесарей, электросварщиков ручной сварки, поваров-кондитеров, а также машинистов котлов. К слову сказать, эту редкую и очень востребованную сегодня профессию, в Адыгее можно получить только в местах лишения свободы. В ноябре прошлого года мы открыли филиал профессионального училища в колонии общего режима в х. Новый сад. В Майкопской женской колонии готовят операторов швейного оборудования, швей, раскройшиц, штукатуров, а с нового учебного года планируется открыть набор на новую специальность – повара-кондитера.
- Юрий Юрьевич, а, скажем, поступить в университет у заключенных есть возможность?
- При желании они могут получить и высшее образование. В 2002 году в колонии строгого режима, в Тлюстенхабле, был открыт филиал Современной гуманитарной академии, сейчас в нем - 10 студентов-осужденных.
- Профессию они получают, а что потом?
- Проходят производственную практику в наших Центрах трудовой адаптации – такие есть в каждом исправительном учреждении. Там же они могут работать по специальности, накапливать опыт и навыки, необходимые для их адаптации в обществе. В среднем, заключенные зарабатывают около 180 рублей в день.
На свободу!
- Если на воле никто не ждет, кто помогает им после освобождения?
- В каждой колонии есть школы подготовки к освобождению, где с ними работают наши социальные работники и психологи. Задача наших специалистов – направлять уведомления в территориальные Центры занятости населения и органы местного самоуправления по избранному теми, кто освобождается, месту жительства. В прошлом году в ЦЗН нами было направлено 870 уведомлений, получено 380 положительных ответов, 795 запросов в органы местного самоуправления, на которые было получено только 130 положительных ответов. Также 83 уже отбывшим сроки наказания заключенным мы помогли устроиться с бытом и работой.
Лечить их непросто
- По федеральной статистике, в тюрьмах и колониях очень много тяжело больных, в частности, туберкулезом. Медики связывают такое положение с перенаселением в местах лишения свободы. Как будет решаться эта проблема?
- Сразу отвечу – подследственные и осужденные содержатся по нормам жилой площади, предусмотренным законодательством. Перелимита нет ни в одном из республиканских учреждений. С медицинским обслуживанием осужденных, проблемы, безусловно, есть. По статистике более 90% осужденных состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, многие из них, попадая в наши учреждения, уже имеют целый букет таких болезней. Лечить их непросто. Другая проблема – в медучреждениях уголовно-исполнительной системы есть нехватка медицинских работников, особенно врачей. Врачи и медсестры, долгое время проработавшие в исправительных учреждениях, ушли на пенсию, а молодые медики не стремятся в нашу систему. В прошлом году мы провели капремонт в хирургическом отделении лечебно-профилактичекого учреждения для осужденных, полностью заменили устаревшее оборудование. Несмотря на все трудности, в прошлом году нам удалось добиться снижения уровня общей заболеваемости в колониях.
Немаловажно и то, что в конце декабря прошлого года в УПК РФ внесены поправки, которые предусматривают возможность изменения меры пресечения, если подозреваемый или обвиняемый имеет тяжёлое заболевание.
Кому браслеты?
- В последние годы суды всё чаще приговаривают к наказаниям без изоляции от общества. В Адыгее появятся так называемые электронные браслеты, и во сколько обойдется бюджету нововведение? - Этот вид наказания мы исполняем уже второй год. На сегодняшний день на учете в уголовно-исполнительных инспекциях республики состоит более 60 осужденных к ограничению свободы. Это те, кто впервые совершил нетяжкое или средней тяжести преступление - кражи, угон машин без цели хищения, угроза причинения тяжкого вреда здоровью. А также наказанные за хранение и сбыт наркотиков. Такие осужденные в зависимости от решения суда не могут покидать свои квартиру или город, посещать места массового скопления людей. Браслет будут надевать только на тех из них, кто склонен к рецидиву. Адыгея вошла в число 30 регионов, где с 2011 г. будут применяться средства электронного слежения, но пока это оборудование мы не получили.
- Ваше отношение к современным преступникам, к «законам зоны»?
- В «зоне» может быть только один закон – Уголовно-исполнительный кодекс, в соответствии с которым и строятся отношения. Моя задача – одеть, накормить, создать нормальные бытовые условия осужденным и требовать неукоснительного соблюдения установленных законом норм поведения. А они должны соблюдать закон, который един для всех.
- Как вы считаете, отражается ли на агрессивности молодых современные компьютерные игры, телепрограммы и «боевики»?
- Безусловно, все это влияет на психику детей и подростков. Косвенным подтверждением может служить тот факт, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция к омоложению возрастной структуры осужденных. Если в 2009 году молодежь в возрасте от 20 до 29 лет составляла 42%, то в 2010 году их было уже почти половина.
- Юрий Юрьевич, а вы читаете детективы? Чему посвящено ваше свободное время?
- Я - не поклонник детективов. Больше люблю жизненные истории о примирениях, а не трагедиях. Очень нравится фильм – «Любовь и голуби», обычная человеческая картина! Мне нравится активный отдых, стараюсь много путешествовать. Люблю первозданную природу, и очень рад, что в Адыгее очень много красивых мест!
Кстати
Стоимость комплекта с GPS-навигатором – 1,5–2 тысячи долларов, стоимость отечественного аналога 80–100 долларов. Срок автономной работы браслета – до трех лет Елена Космачёва
Досье
Юрий Заев родился в Кировской области. После службы в армии работал в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В 1989 г. окончил Всесоюзный юридический институт. В этом же году был назначен оперуполномоченным оперативно-режимного отдела ОР-216/1 УВД Кировского облисполкома, затем начальником оперативно-режимного отдела, а в октябре 1996 года возглавил это учреждение. В 2000 г. назначен на должность первого заместителя начальника УФСИН России по Кировской области, которую занимал до мая 2010 г., когда возглавил Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Адыгее.