Любители горячих термальных источников, снежных трасс, конных прогулок, черкесской кухни, зимнего рафтинга и альпинизма лучше всех знают, что зимняя Адыгея - лучшее место для семейного отдыха. По итогам года ожидается, что рост числа туристов увеличится на 10% - до 350-360 тыс. человек.
Жжёт или лжёт
В национальном рейтинге туристической привлекательности регионов России, их потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов, проведённом Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и журналом «Отдых в России», Адыгея оказалась в числе аутсайдеров.
В критерии оценки входили показатели уровня развития туристического бизнеса, оборота туристских услуг, популярности региона у россиян и иностранцев.
Также во внимание принимались туристская уникальность и экология региона, развитость инфраструктуры и обеспеченность объектами культуры.
Однако специалисты тур-индустрии считают низкий рейтинг Адыгеи необъективным и с недоверием относятся к полученным результатам.
«Я бы не стала доверять рейтингу, который проводят коммерческие организации. Для них любого рода рейтинги - это просто прибыльная форма зарабатывания денег. Если же говорить по факту, то все базы отдыха в Адыгее на Новый год заполнены, места раскуплены ещё в октябре. И с точки зрения экспертов тур-индустрии, Адыгея - один из самых привлекательных российских регионов, и уж точно не аутсайдер», - говорит руководитель одного из турагентств Адыгеи Ольга ИВАНОВА.
Это подтвердил недавно прошедший на Лагонакском нагорье этнофестиваль «Лаго-Наки. Праздник зимних гор». Несмотря на якобы низкий рейтинг, он собрал в горах, на границе двух регионов - Адыгеи и Кубани, около трёх тыс. человек. Отдохнуть зимой, в традиционно низкий сезон, на высоте 1700 м приехали туристы из Адыгеи, Ставрополья, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Москвы и Санкт-Петербурга.
«Это значит, что событийный отдых в Адыгее начали продавать как туристский продукт, что мы начали работать как фабрика», - считает Ольга Иванова.
Но это вовсе не значит, что можно успокоиться и почивать на лаврах.
«Наши предгорья - лучшие территории для отдыха. Во многом они пустуют из-за отсутствия дорог. Дороги в горы и безопасность объектов - государственное дело. Остальное зависит от личности. Когда мы с семьёй в 2004 году приехали из Питера в Хамышки, по вечерам было темно и выли шакалы. Сейчас Хамышки по вечерам сияют, строятся мини-гостиницы, к Новому году все места ещё с октября были забронированы. Сюда бы ещё несколько кафе с кубанской и адыгской кухней», - считает профессиональный гид-проводник Георгий КАЛИХЕВИЧ.
Без ностальгии
Что делает человек, когда собирается в отпуск? За полгода, а то и за год начинает планировать свой отпускной маршрут.
Первым делом он открывает Интернет, ищет сайты с предложениями, экскурсиями, фотографиями, форумом, услугами, турами, отелями и пояснением, как туда попасть и сколько это будет стоить. Чтобы Адыгея стала местом семейного отдыха, такой портал просто необходим.
«У обычного человека отпуск тесно связан с комфортом. А какой комфорт сегодня могут предоставить туристские объекты? Заплатил деньги за вход на территорию тех же водопадов и - шашлыки, выпивка. В отличие от европейцев мы отдыхать не умеем. Не учили нас этому искусству. Одни ставят шлагбаумы: плати - пройдёшь. При этом редко оборудованы пешеходные тропы, почти нет указателей. Другие, заплатив, оставляют после себя горы мусора. И кто на таком «облюбованном» месте потом захочет отдохнуть? - говорит известный путешественник Максим БОГАТЫРЁВ.
«Нам бы оборудовать дольменный комплекс Богатырской поляны, сделать маршрут к Долине аммонитов, построить адыгский аул. Постройки должны гармонировать с природным пейзажем, сервис - быть на высоте, чтобы турист был занят все 24 часа. Чтобы житель, например, Нижневартовска, который приехал сюда за тысячи километров, не пожалел о поездке».
Где эталоны сервиса?
Уровень сервиса вкупе с падающим курсом рубля - это вызов внутреннему туризму. Нужна индустрия радушия и гостеприимства.
Сейчас не время для конкуренции. Регионам нужно объединяться, чтобы создавать для туристов конкретный продукт. Тогда прибыль будет намного выше, туристский сезон станет дольше, а туристов хватит на всех.
Это доказывает уже третий этнофестиваль, который мы провели на границе двух регионов. Нужен коллективный продукт. Туристу, который едет на Лагонаки, всё равно, на чьей территории находится нагорье.
Так что в высшей степени глупо держаться за собственные границы, вместо того чтобы объединиться и сделать отдых более зрелищным и разнообразным, а прибыль более ощутимой. Так считают бизнесмены, которые обсудили проблемы внутреннего туризма на круглом столе этнофестиваля.
Как считают представители бизнеса, раньше дефицит мест порождал у туриста одно желание - «дорваться».
Сегодня люди едут туда, где им комфортно и интересно. Задача туристского бизнеса - эти впечатления создать, отдавая приоритет семейному отдыху круглый год.