Горные маршруты, экстремальные виды спорта - далеко не всё, что нужно для развития туризма в Адыгее. Потенциал огромен. Это лишний раз доказал научно-практический семинар, на котором туроператоры и специалисты в области культуры, туризма, охраны и использования объектов культурного наследия из регионов ЮФО обсудили возможности и традиции гостеприимства в республике. В приоритете – спокойный семейный отдых.
Заповедный ход
Новогодние каникулы закончились, но в гостиницах в горной части Адыгеи по-прежнему нет мест.
В эти дни, по подсчётам дорожной полиции, в Адыгее побывали около 200 тыс. человек. Особой популярностью у туристов пользуется горнолыжный туризм. На склоне Лагонаки туристы катаются на лыжах, надувных санках, которые тут же дают напрокат за 200 рублей в час, просто дышат свежим воздухом и наслаждаются красивыми видами.
Конные маршруты в республике тоже привлекают туристов. Тропы пролегают на высоте от 600 до 2000 метров над уровнем моря. Конь может доставить всадника в места, ещё не тронутые цивилизацией. Стоит эта услуга около 500 руб. за час.
Отдыхать семьей гости и жители республики едут на водопады Руфабго. Хороши они в любое время года. Но тот, кто там бывал в зимнее время, обязательно запомнит, какое удивительное зрелище представляют замёрзшие водопады в покрытом снегом ущелье. А потоки воды под слоем льда создают необычную мелодию. Цена билета на Руфабго – 300 рублей с человека.
С первого января 2015 г. в республике открыли четыре природных эколого-туристских маршрута. Вот только сильный ветер, который сдувает со склонов колкий снег, временно закрыл к ним доступ.
«Нитку» маршрута проложили с помощью спецтехники - вдоль хребта Каменное море, по отрогу горы Оштен к перевалу Абадзеш и обратно. Такая поездка на 24 км «вкруговую» занимает в среднем около трёх часов. В планы, правда, внезапно вмешался ураган. Поэтому трасса пока закрыта, как и все поездки к верхней смотровой площадке на плато», - говорит руководитель отдела Кавказского заповедника Геворк Газарян.
А любители экстремального отдыха неизменно выбирают тросовую переправу через ущелье Мишоко, на высоте 200 метров, или джиппинг.
Вызов падающего рубля
Сегодня в Адыгее превалируют туры выходного дня - на своих автобусах приезжают туристы из, скажем, Ставрополья, едят свои продукты, сами гуляют по водопадам Руфабго и Хаджохской теснине. Единственные деньги, которые туристы оставляют в Адыгее, - это плата за вход. Вряд ли такой положение дел можно назвать «индустрией туризма».
Путешествия у россиян вошли в привычку. На них люди копят деньги, планируют отдых, выделяя под это особую статью семейного бюджета. Народ привык в отпуске тратиться. Нужна индустрия радушия и гостеприимства. Услуги ночлежки уже не достаточны, нужны услуги временного дома. Отсюда вырастает задача: подготовить персонал к такой работе.
«В Майкопе разработали уникальный и единственный в России проект: сняты три учебных фильма - базовые курсы для горничных, официантов и администраторов отелей, благодаря которым руководители заведений могут обучить новичков или актуализировать знания «старых» работников. Это фильмы о том, каким должен быть эталонный сервис. Но учебные фильмы исключительно для того персонала, который будет работать постоянно. От мысли о сезонности туризма Адыгеи я бы вообще отказалась. Мы не Геленджик, где турсезон длится с июня по октябрь. Природа Адыгеи прекрасна в любое время года. А вот с развлечениями или анимацией здесь масса проблем», - говорит Ольга.
Как считают представители бизнеса, раньше дефицит мест порождал у туриста желание «дорваться» до отдыха. Сегодня люди едут за впечатлениями. Задача туристского бизнеса - эти впечатления создать. В горной Адыгее есть гостиницы, где турист отдыхает, где его кормят-поят. Но дальше туристы предоставлены сами себе.
«В чём суть работы отельера? Знать своего клиента, знать, в какой дом его приглашать, знать, что будет интересно его жене, чем заинтересовать детей, что предложить 30-летним, 40-летним, пассивным и активным. Но этим вопросом задаются немногие. Не надо уникальных шеф-поваров, потому что какой бы ни была кухня, всё может испортить официант. Сейчас нужны те, кто готов учиться и работать на результат», - продолжает Иванова.
Любой бизнес - острая конкуренция, однако туризм может стать исключением. По словам Ольги, вовсе не обязательно заехавшего в наши горы туриста делить между собой. Нужно действовать конлолидированно и тогда удастся привлечь в Адыгею совсем другой поток отдыхающих.
В отличие от европейцев, мы отдыхать не умеем. Не учили нас этому искусству. Одни ставят шлагбаумы: плати - пройдёшь. При этом не оборудованы пешеходные тропы, нет указателей. Другие, заплатив энную сумму, в отместку первым оставляют после себя горы мусора. И кто на таком «облюбованном» месте потом захочет отдохнуть? У профессиональных туристов давно вошло в правило брать с собой в походы пустые мешки, чтобы собирать в них мусор, который начинается даже не в Майкопском районе, а в лесополосе республиканской столицы. А теперь ответьте на вопрос: зачем туристу из Нижневартовска ехать за тысячи километров в горы Адыгеи? Любоваться горами мусорных отходов?
Максим Богатырёв, путешественник
Без пиара
Куда сегодня едут россияне? В Санкт-Петербург, на Байкал и Алтай, Карелию и на Камчатку. И любую информацию об экскурсиях, турах и размещении любой желающий может получить довольно быстро и оперативно.
В Адыгее в республике открыли канатно-кресельную дорогу. Но как туда проехать и куда она ведёт, простой турист не знает.
«Когда мы приехали на первый туристский форум в Сочи, кроме курортов Краснодарского края, были представлены три региона: Санкт-Петербург, Алтай и Вологодская область - те регионы, кто реально работает над своим брендом. Над брендом и пиаром Адыгеи работают госструктуры и делают всё, что могут, но многие россияне даже не знают, где находится республика», - говорит руководитель одного из турагентств республики Ольга Иванова.
Что могут бизнесмены при минимальной поддержке? Только развивать так называемый событийный туризм, который больших доходов в казну республики не приносит. Значит, нужно создавать поводы, чтобы туристы ехали в Адыгею, а главное знали о ней.
В поводах дефицита нет. В Адыгее ежегодно проводятся День черкесской груши, День халюжа, фестиваль адыгейского сыра, День национального костюма и фестиваль адыгейской культуры, всероссийские соревнования по рафтингу «Интерралли-Белая» в мае и ставший уже знаменитым фестиваль бардовской песни «Первоцвет».
Специалисты комитета по туризму и курортам РА планируют создать разнонаправленный календарь туристских событий в Адыгее и привлечь людей, которые эти события будут организовывать. Решил ты провести отпуск в Адыгее в октябре или марте - ищешь информацию, предложения услуг. Так, например, житель Южно-Сахалинска узнает о фестивале адыгейского сыра и решит, стоит ли ему ехать сюда из такой дали. Подобные программки событий на все месяцы есть даже по итальянской деревеньке Вилабаджо, а по республике Адыгеи – нет.
Нужно создавать новые тренды, чтобы не ограничиваться отдыхом выходного дня, предлагать запоминающиеся и многодневные маршруты. Продавать туристу не только койко-место в гостинице, но целый пакет услуг: активный, познавательный отдых днем, а вечером – знакомство с кухней, танцевальной и песенной культурой, традициями народов Адыгеи.
Инвер Калашаов, председатель комитета по туризму и курортам РА
Сегодня о местах отдыха в Адыгее даёт информацию один из кубанских сайтов. В Адыгее нет даже ассоциации отельеров, которая бы действовала сообща. Нужно консолидировано выступать на выставках, сделать единый портал, где будут собраны все сведения о достопримечательностях и событиях Адыгеи, гостиницах, гидах, общепите, кухне, маршрутах, трансфере, считают специалисты.
Пока же турагентства отдельно договариваются с гидами, отдельно - с водителями, отдельно - о рафтинге, джиппинге, верёвочном парке. Но те, кто видел по-настоящему организованный отдых в России или за границей, на такой сервис не согласятся.
Что делает человек, когда собирается в отпуск? За полгода, а то и за год начинает планировать свой маршрут. Первым делом он открывает интернет, ищет сайты с предложениями, экскурсиями, фотографиями, форумом, услугами, турами, отелями и пояснением, как туда попасть и сколько это будет стоить. Чтобы Адыгея стала местом семейного отдыха, такой портал просто необходим. При сегодняшней экономической ситуации большинство российских семей будет искать отдых подешевле. Задача туристского бизнеса республики - предоставить россиянам такой портал и сделать так, чтобы как можно больше жителей Адыгеи было вовлечено в туриндустрию.
Дмитрий Кузнецов, президент Федерации спортивного туризма РА