С неизвестного номера звонит родственник или знакомый и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. За его вызволение нужно срочно перевести на карту крупную сумму денег. Десятки майкопчан переводят сотни тысяч рублей... Мошенникам.
Идём в народ
На сайтах силовых ведомств, а также прокуратуры Адыгеи есть памятка по защите от телефонных мошенников. В пяти общественных местах Майкопа с целью профилактики через каждые 12 минут звучит по радио предостережение: опасайтесь мошенников, не доверяйте посторонним и малознакомым людям.
Но, несмотря на предупреждения, телефонных мошенничеств в Адыгее не стало меньше. Как следует из официальной статистики, приведённой на втором открытом форуме прокуратуры республики, по итогам прошлого года в республике число телефонных мошенничеств неуклонно растёт.
По словам прокурора отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Адыгеи Андрея СЕРИКОВА, если в 2015г. было зарегистрировано 112 мошенничеств по телефону, то уже в прошлом году их стало 312.
Но жители республики по привычке продолжают свято верить лжеработникам социальных и коммунальных служб, интернет-рекламе. Причём среди пострадавших не только люди преклонного возраста.
Майкопчанке Наталье Петровой 39 лет. Но и она чуть не стала жертвой мошенников.
«Мне позвонил человек, представился сотрудником негосударственного пенсионного фонда. Долго агитировал меня перевести свои пенсионные накопления. Сказал, это надёжно и выгодно. Мне даже идти никуда не надо, только продиктовать серию и номер паспорта, номер СНИЛС. А через два дня ко мне придут подписать договор. Но я отказалась», - рассказала Наталья.
По словам руководителя пресс-службы ОПФР по Адыгее Асиет Паранук, это не первый случай, когда мошенники представляются сотрудниками Пенсионного фонда России и предлагают заключить договор о переводе пенсионных накоплений в тот или иной негосударственный пенсионный фонд.
будьте бдительны!
Бывают случаи, когда мошенники, представляясь специалистами Пенсионного фонда, предлагают людям, в основном, пожилым, финансовые субсидии на замену батарей, окон и так далее, после чего просят сообщить номер банковской карты.
«Отделение ПФР по Адыгее призывает жителей региона быть бдительнее: не предоставлять свои документы, личную информацию, даже если вам представляются работниками Пенсионного фонда, различных социальных служб. Работники Пенсионного фонда по телефону личные данные и другие сведения не запрашивают. Приём населения организован непосредственно в клиентских службах территориального органа Пенсионного фонда по месту жительства. Если же мошеннику станет известен номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС), он может беспрепятственно осуществить незаконный перевод ваших денежных средств. Причём вы, как владелец накоплений, узнаете об этом только когда получите выписку по своему счёту», - уточнили в ОПФР по РА.
По словам заместителя прокурора Адыгеи Антона Герасимова, телефонные мошенничества в Адыгее подразделяются на три типа. Самые малочисленные (всего 1%) - это вредоносные программы, которые произвольно закачиваются в телефон и в автоматическом режиме переводят деньги абонента на определённый счёт.
Чаще встречается такое мошенничество, как оплата услуг или финансовая помощь, которую мошенник, назвавшийся именем начальника, в срочном порядке требует от «подчинённого».
Однако наибольшее число телефонных мошенничеств составляют те звонки, в которых говорится, что родственник или близкий друг попал в беду (ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определённая сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку. Цена вопроса составляет от одной до тридцати тысяч долларов. Их-то перепуганные люди и высылают мошенникам без проволочек.
Хитрые уловки
По словам руководителя пресс-службы МВД по Адыгее Байзета Гомлешко, один из популярных способов мошенничества связан с размещением объявлений о продаже товаров на электронных досках объявлений и в интернет-аукционах.
«Как правило, мошенники привлекают своих жертв выгодными предложениями. Но если продавец требует перечислить ему на электронный счёт полную или частичную предоплату за товар, подумайте, насколько вы готовы доверять незнакомому человеку», - предупреждают сотрудники полиции.
По словам психолога Ларисы Страшко, в телефонном мошенничестве главное - умение навязать человеку нужное решение.
«Мошенники запускают своего рода спусковой крючок, который толкает нас к определённому решению. Люди готовы прийти на помощь своим любимым: мать не задумываясь поможет детям, дети - родителям. Чаще всего игры мошенников срабатывают на тех, кто привык приходить на помощь, у кого быстрая реакция. И таких клиентов у мошенников тысячи. Но если даже сотня из тех, кого обзвонили, откликнется, навар будет приличным», - считает психолог.
По словам пострадавших, они знали о случаях мошенничества в Адыгее, читали газеты с аналогичными материалами, смотрели телесюжеты, но не могли представить, что такое случится с ними.