«Тот, кто выбрал профессию врача, обрёк себя на то, чтобы всю жизнь помогать людям. Не желающий облегчить страдания больного должен искать себе другую профессию. Для настоящего врача равнодушие, взяточничество, непрофессионализм неприемлемы», - уверен директор Майкопского медицинского колледжа Валерий Ковалев.
Диплом на двоих
Валерий Ковалев: - Странно говорить о модных тенденциях в свете профессии медработника. В нашем колледже учатся около 700 студентов, в этом году приём составил около 200 человек. Популярностью пользуются «Сестринское дело» - около четырёх человек на место, «Лечебное дело» - больше двух, на «Лабораторную диагностику» и «Акушерское дело» - чуть больше одного человека на место. Некоторые идут целенаправленно на определённую профессию. Бывают и те, кого приводят родители, часто против желания.
Если государство за твою учёбу платило деньги, будь добр отработать на него несколько лет.
- Если такой конкурс и ежегодный набор, где специалисты? Почему республика нуждается в 250 медсёстрах?
Я считаю, что для борьбы с кадровым дефицитом нужно срочно возвращать систему распределения, которая безотказно снабжала специалистами все регионы Советского Союза. Это справедливо: если государство за твою учёбу платило деньги, будь добр отработать на него несколько лет. В этом году мы столкнулись с такой ситуацией: к нам поступают жители Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана. Но по окончании колледжа уезжают в свои регионы. А что получила Адыгея за то, что дала им профессию?
Если таблица умножения вызывает затруднение, о какой химии и биологии может идти речь?
На руинах
- Уверены, что все ваши студенты станут достойными медработниками?
- В начале каждого учебного года я говорю первокурсникам, их родителям и будущим выпускникам: мы должны гордиться своими учащимися. Наши выпускники трудились и погибали в Афганистане и Чечне, воевали в Великую Отечественную. У колледжа славная история, из его стен вышло немало высококлассных специалистов и героев. Поэтому и требования к нынешним студентам у нас высокие.
В эту профессию надо идти только по призванию, а не из-за родительской мечты. Поэтому многих студентов мы отчисляем в процессе учёбы. Осенью прошлого года мы отчислили 82 студента, не сдавших весеннюю сессию и не сумевших пересдать её осенью. За выпускников медколледжа нам не должно быть стыдно. Тем более что все условия для нормальной учёбы им были предоставлены.
Многие преподаватели даже после занятий оставались дополнительно, втолковывая студентам школьную программу.
- Не отсюда ли медсёстры, которые хамят пациентам в поликлиниках, и врачи, открыто требующие оплаты услуг у пациента?
- Сегодня мы пожинаем плоды 90-х годов, когда была разрушена вся система образования и медицина в стране, когда деньги стали определять бытие и сознание большинства.
Если сейчас мы не начнём образование, культуру и здравоохранение приводить в чувство действительно нормальными реформами, эффект будет через 20 лет. Надо срочно заниматься культурой и воспитанием, а то получим эффект, какой мы обнаружили в прошлом году, проведя среди первокурсников опрос на знание таблицы умножения. Казалось бы, что может быть легче? Но только пять человек из группы ответили правильно на все вопросы. Если таблица умножения вызывает затруднение, о какой химии и биологии может идти речь? При этом средний балл аттестата достаточно высокий.
По Гиппократу
- С нового учебного года в школах Майкопа откроются три профильных медицинских класса, где дети начнут изучать азы медицины. Это решит проблему кадрового голода?
- Количество кадров от этого не увеличится. Но качество подготовки специалистов вырастет в разы. Это будут уже подготовленные, мотивированные к профессии абитуриенты. Зарплата для врача важна. Она должна быть такой, чтобы он думал не о том, как семью прокормить, а, по Гиппократу, как пациенту не навредить.
Тот, кто избивает больного, равнодушно глядит на страдания пациента и всё измеряет деньгами - случайный человек в профессии, а потому особо опасный.