aif.ru counter
504

Фотохудожник Аркадий Кирнос: «Дорогая камера - не залог успеха»

«АиФ-Адыгея» №46 13/11/2013

На его фотографиях в искусство превращается всё: небо в окнах музея, бельё на вешалке у старого дома, старушка у колодца. Особую дань бывший вратарь гандбольной команды отдаёт спорту.

– Если в снимке нет мысли, вы зря потратили время на пустые картинки. Просто красота радует глаз, но не трогает сердца. Вы забудете о ней через несколько минут, – считает председатель Союза фотохудожников, фотожурналист, руководитель ведущего фотоколлектива России Адыгеи Аркадий КИРНОС.

Через глазок мечты

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: – В Картинной галерее открылась ваша персональная выставка, где собрано 105 работ за 10 последних лет. Какую мысль хотели донести до зрителя?

Аркадий Кирнос: – Не люблю нравоучений. Просто хотелось поделиться своими размышлениями о жизни. У нас сегодня переизбыток отрицательных эмоций. Мир навязывает массу проблем. Хотя цивилизация должна была бы облегчить жизнь. Нас пугают, заставляют выживать. От этого человек становится жёстче, в нём всё меньше доброты. А творчество помогает не уйти от проблем, а сгладить острые углы, пережить стресс.

Руки, пахнувшие хлебом. Фото: Аркадий Кирнос

– Когда вы впервые взяли камеру и помните первый снимок?

– Мне в третьем классе подарили роскошную по тем временам вещь – фотоаппарат «Смена». И я снимал одноклассников на «Зарнице». Качество снимков было жутким, но тогда я был просто счастлив. А потом отец моего товарища – фотограф–любитель – решил взяться за наше фотообучение всерьёз. Он развернул перед нами графики и схемы. И после этого я фотографию забросил.

На конкурсе. Покорение олимпа. Фото: Аркадий Кирнос

Вновь я взял камеру в девятом классе, чтобы вспоминать школьную жизнь. А потом мы с моим одноклассником Сергеем Овчаровым влюбились в кино, Чаплин был нашим кумиром. Мы купили камеру и начали делать фильмы со сценариями и режиссурой Овчарова и моей операторской работой. Актёрами в наших детективах и мелодрамах были одноклассники. После первых удач мы с Сергеем решили поступать во ВГИК: Овчаров – на режиссёрский, я – на операторский. Но за полгода до поступления я узнал, что на факультет надо сдавать фотографии. А их не было.

Летний дождь. Фото: Аркадий Кирнос

Но на моём пути встретился оператор Краснодарского телевидения, выпускник ВГИКа Виктор Чекаев. Он и учил меня основам. Я зубрил неорганическую химию, изучал химию, оптику, свет. Перелопатил уйму книг, но не верил, что поступлю. А мои фотографии, несмотря на огромный конкурс, прошли. Сергей Овчаров, кстати, сегодня декан факультета музыкальной анимации Санкт–Петербургского университета театра, кино и музыки. А я по семейным обстоятельствам вернулся в Майкоп.

100-я весна. Фото: Аркадий Кирнос

Крылатая теория

– То есть мечта стать оператором не сбылась, но пригодилась?

– Конечно. Я стал активно сотрудничать с газетами, потом и работал в них. Меня увлекла фотожурналистика. Работая в районной газете «Маяк», обошёл пешком весь район – в редакции не было машины. Было время, когда вместо заболевшего учителя объяснял подрастающему поколению азы химии и физики. Но где бы я ни работал, камера была со мной. В итоге мои публикации были в «Комсомольской правде», «Известиях». А с 80–го стал фотокором в республиканской газете.

Весеннее поле. Фото: Аркадий Кирнос

– Сегодня фотография в моде. А вы говорите, что хороших фотографий не так много. При такой современной аппаратуре – почему?

– Дорогая фотоаппаратура – не залог успеха. Отлично, если она есть. Но не придумали для фотоаппарата кнопку «шедевр». Мы часто надеемся на технику. Для человека творческого, когда не нужно особо торопиться, стоимость камеры неважна. Сегодня в Москве проводятся вставки «Мобилография» – снимки, снятые на сотовые телефоны. Главное – увидеть. В фотомире ценится не только высокое качество, но, в первую очередь, мысль. Был у меня случай, когда в наш фотоклуб «Лаго–Наки» студентка принесла свои фото: я обомлел – при ужасном качестве потрясающая философия, композиция и свет. Всё, что было нужно этой талантливой девочке – хорошая техника. Потому что мысль уже была.

Я не часто хвалю своих учеников – настоящих фотографий бывает мало. Уже по опыту оцениваю их работы по международным критериям. Вообще с приходом цифровой техники мы изменились. Помню, снимал на простую плёнку, думал о композиции, свете. Камера была вторична.

Соперники мэтра

– Вы воспитали целую плеяду учеников. Не посещала мысль, что учите конкурентов?

– Есть целый ряд моих заказчиков, которые теперь приглашают на работу моих учеников. Это отлично! Чем больше у тебя конкурентов, тем дольше ты держишься в тонусе. Твой ученик попал на международную фотовыставку, а ты нет. Почему? Такие мысли заставляют заниматься творчеством. Я всегда говорю ученикам: когда на чемпионатах мира из 7 тыс. фотографий в числе 50–ти выберут и твою, считай, что одно достижение уже есть.

Я сторонник мысли Коко Шанель: «Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти». Выпускники нашего клуба сегодня работают в «Известиях», «Комсомольской правде», «Советской России», «Аргументах и Фактах». Многие, пришедшие в наш фотоклуб, начинали с нуля. А теперь они – обладатели высших наград международных выставок. А значит, крылья были и есть. Но я категорически против нимбов.

– А чего не хватает современной молодёжи?

– Наверное, молодые торопятся. Соблазнов много – хочется попробовать всё. Плюс – Интернет под боком. Молодые уверены в своих знаниях, нет сомнений. С ними спорить тяжело. Они более техногенно образованны, но духовно уступают. Я с трудом загоняю молодых фотографов на выставки. Но надежды не теряю – мне легче научить, чем переучить.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых