Как заканчивают год альпинисты с мировым именем? Максим Богатырев - исследованием скальных и вулканических пород в предгорьях экваториальных лесов. А еще восхождением на Лунные горы или горы Рувензори - массив, который находится в Восточной и Центральной Африке, на границе Уганды и Демократической Республики Конго.
- За 5 месяцев, с сентября по декабрь, я побывал в 10 странах, по пути Великой Рифтовой Долины, которая известна также под названием Большой Африканский Разлом. Этот большой разлом в земной коре, протянувшийся на более чем 6000 км по территории нескольких стран Восточной Африки, можно рассматривать как зону современных землетрясений, - сразу по приезде из экспедиции рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» мастер спорта по горному и спортивному туризму Максим БОГАТЫРЕВ.
Там, за туманами
- Максим, чем интересна последняя экспедиция?
- Климатом. Из-за большой влажности, ежедневных проливных дождей и повышенной облачности Лунные горы до начала XX века были практически неизвестны людям. Хотя и существовали предположения, что такие горы должны были быть, судя по рельефу местности. Но они видны только в солнечную погоду - большую редкость для этих мест. Поэтому первое восхождение на лунные вершины было совершено только в 1906 году. Я давно заинтересовался этими горами, еще и потому , что практически никакой информации о них не было - всего 2-3 упоминания. Собрал небольшую экспедицию из 5 человек, куда вошли ростовский летчик, журналист их Нижнего Новгорода, пенсионер и домохозяйка. Правительство Уганды «навязало» нам еще и трех проводников. Поскольку предгорья - это зона национального парка Уганды, и нападение диких хищников - леопардов, слонов - «дело житейское», проводники обязаны были обеспечивать нашу безопасность. Но их опыт альпинизма оказался «нулевым», и пришлось на ходу проводить для них экспресс-курс юного альпиниста.
Мы поднялись на высшие точки массива - гору Маргарет (5612 метров над уровнем моря) и пик Александра (5108 м). Подъем технически сложный - скалы и лед. Гора Маргарет находится на границе Конго и Уганды. Так что поднявшись на вершины, мы нелегально побывали в Конго и развернули на пике знамя Победы.
В гостях у горилл
- Понравились «прогулки» по национальному парку?
- Впечатление колоссальное! Во-первых, правительство Уганды собирается развивать там экотуризм. Во-вторых, пытаются привлечь ученых со всего мира - этот парк, наверное, единственная площадка неисследованной дикой природы и уникального климата. В некоторых местах не ступала нога человека. Национальный парк Уганды - единственная среда обитания небольшой популяции диких горных горилл. Поразили «вертикальные» болота, которые в принципе невозможны в таком климате. Вода каким-то чудом задерживается в горах, образуя мочаки, в которых можно утонуть.
Вообще же парк - как сказочный лес с зарослями лобелий и гигантскими сенециями, которые пережили мамонтов. Листья сенеций, даже засыхая, не опадают - греют ствол этакой шубой. Это и позволяет деревьям оставаться вечнозелёными даже при отрицательных температурах. Несколько образцов этих растений я привез в Адыгейский госуниверситет для исследований. А на факультет геологии - образцы вулканической породы, кристаллы граната, породообразующие минералы массива Лунных гор.
- Сказывается геологическое прошлое?
- Не только. Хотя, будучи студентом Адыгейского госуниверситета, писал дипломную о тектонике литосферных плит. Проще говоря, о причинах и прогнозе землетрясений. Потом совместно с российской академией наук помогал в исследованиях современного вулканизма на Камчатке.
А уникальные рифтовые зоны есть и у нас на Байкале. Геология та же самая. Если я нашел кристаллы граната в рифтовой зоне Африки, то разве не может их быть на Байкальской рифтовой зоне? Кроме того, изучая такие зоны, можно прогнозировать землетрясения. В перспективе возможно изучение более древних пластов земли, полезных ископаемых, законсервированных под толщами осадочных пород. Это и поиски алмазов, драгоценных камней и железной руды.
- Максим, после стольких экспедиций не пробовал заняться написанием научной работы?
- Сейчас близка к завершению моя книга «Бесконечное путешествие», некоторые работы печатаются в «National Geografic», львовском журнале «Экстрим», в московском «Домовом». На согласовании у знаменитого крымского путешественника, мастера спорта по туризму, врача-онколога Ялтинской больницы Игоря Похвалина моя статья по горной медицине. Сейчас веду сбор материала по глобальному потеплению. За более чем 100 лет площадь ледников на пике Маргарет уменьшилась в 2 раза. Это четко видно. Наши проводники рассказывали: где 3 года назад был маршрут и можно было двигаться по льду, теперь ни снега, ни льда нет. А значит, нет и маршрута - ледник отступил на 32 метра.
Совсем недавно с головой ушел в интереснейший проект Владимира Кошелева по возрождению геополитического лидерства России в Северном Ледовитом океане и в Антарктиде. Проект предполагает реставрацию полярных станций, где будут работать ученые со всего мира. На действующую российскую полярную научную станцию «Беллинсгаузен» (остров Кинг-Джордж (Ватерлоо) завезена часовня из лиственниц Якутии, готовится специальная взлетная полоса. В апреле мы планируем провести на Северном полюсе экскурсию для ветеранов-полярников. В планах - беспосадочный перелет из России в Антарктиду. Так что в новом году есть, чем заняться.
Альпинист из Адыгеи завершил проект «7 вершин мира»
Флаг Победы водрузит путешественник из Адыгеи на самом высоком вулкане мира
Два затерянных города нашёл альпинист из Адыгеи
Альпинист привез в Адыгею метеориты из Антарктиды