Как заканчивают год альпинисты с мировым именем? Максим Богатырев - исследованием скальных и вулканических пород в предгорьях экваториальных лесов. А еще восхождением на Лунные горы или горы Рувензори - массив, который находится в Восточной и Центральной Африке, на границе Уганды и Демократической Республики Конго.
- За 5 месяцев, с сентября по декабрь, я побывал в 10 странах, по пути Великой Рифтовой Долины, которая известна также под названием Большой Африканский Разлом. Этот большой разлом в земной коре, протянувшийся на более чем 6000 км по территории нескольких стран Восточной Африки, можно рассматривать как зону современных землетрясений, - сразу по приезде из экспедиции рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» мастер спорта по горному и спортивному туризму Максим БОГАТЫРЕВ.
Там, за туманами
- Максим, чем интересна последняя экспедиция?
- Климатом. Из-за большой влажности, ежедневных проливных дождей и повышенной облачности Лунные горы до начала XX века были практически неизвестны людям. Хотя и существовали предположения, что такие горы должны были быть, судя по рельефу местности. Но они видны только в солнечную погоду - большую редкость для этих мест. Поэтому первое восхождение на лунные вершины было совершено только в 1906 году. Я давно заинтересовался этими горами, еще и потому , что практически никакой информации о них не было - всего 2-3 упоминания. Собрал небольшую экспедицию из 5 человек, куда вошли ростовский летчик, журналист их Нижнего Новгорода, пенсионер и домохозяйка. Правительство Уганды «навязало» нам еще и трех проводников. Поскольку предгорья - это зона национального парка Уганды, и нападение диких хищников - леопардов, слонов - «дело житейское», проводники обязаны были обеспечивать нашу безопасность. Но их опыт альпинизма оказался «нулевым», и пришлось на ходу проводить для них экспресс-курс юного альпиниста.
Мы поднялись на высшие точки массива - гору Маргарет (5612 метров над уровнем моря) и пик Александра (5108 м). Подъем технически сложный - скалы и лед. Гора Маргарет находится на границе Конго и Уганды. Так что поднявшись на вершины, мы нелегально побывали в Конго и развернули на пике знамя Победы.
В гостях у горилл
- Понравились «прогулки» по национальному парку?
- Впечатление колоссальное! Во-первых, правительство Уганды собирается развивать там экотуризм. Во-вторых, пытаются привлечь ученых со всего мира - этот парк, наверное, единственная площадка неисследованной дикой природы и уникального климата. В некоторых местах не ступала нога человека. Национальный парк Уганды - единственная среда обитания небольшой популяции диких горных горилл. Поразили «вертикальные» болота, которые в принципе невозможны в таком климате. Вода каким-то чудом задерживается в горах, образуя мочаки, в которых можно утонуть.
Вообще же парк - как сказочный лес с зарослями лобелий и гигантскими сенециями, которые пережили мамонтов. Листья сенеций, даже засыхая, не опадают - греют ствол этакой шубой. Это и позволяет деревьям оставаться вечнозелёными даже при отрицательных температурах. Несколько образцов этих растений я привез в Адыгейский госуниверситет для исследований. А на факультет геологии - образцы вулканической породы, кристаллы граната, породообразующие минералы массива Лунных гор.
- Сказывается геологическое прошлое?
- Не только. Хотя, будучи студентом Адыгейского госуниверситета, писал дипломную о тектонике литосферных плит. Проще говоря, о причинах и прогнозе землетрясений. Потом совместно с российской академией наук помогал в исследованиях современного вулканизма на Камчатке.
А уникальные рифтовые зоны есть и у нас на Байкале. Геология та же самая. Если я нашел кристаллы граната в рифтовой зоне Африки, то разве не может их быть на Байкальской рифтовой зоне? Кроме того, изучая такие зоны, можно прогнозировать землетрясения. В перспективе возможно изучение более древних пластов земли, полезных ископаемых, законсервированных под толщами осадочных пород. Это и поиски алмазов, драгоценных камней и железной руды.
- Максим, после стольких экспедиций не пробовал заняться написанием научной работы?
- Сейчас близка к завершению моя книга «Бесконечное путешествие», некоторые работы печатаются в «National Geografic», львовском журнале «Экстрим», в московском «Домовом». На согласовании у знаменитого крымского путешественника, мастера спорта по туризму, врача-онколога Ялтинской больницы Игоря Похвалина моя статья по горной медицине. Сейчас веду сбор материала по глобальному потеплению. За более чем 100 лет площадь ледников на пике Маргарет уменьшилась в 2 раза. Это четко видно. Наши проводники рассказывали: где 3 года назад был маршрут и можно было двигаться по льду, теперь ни снега, ни льда нет. А значит, нет и маршрута - ледник отступил на 32 метра.
Совсем недавно с головой ушел в интереснейший проект Владимира Кошелева по возрождению геополитического лидерства России в Северном Ледовитом океане и в Антарктиде. Проект предполагает реставрацию полярных станций, где будут работать ученые со всего мира. На действующую российскую полярную научную станцию «Беллинсгаузен» (остров Кинг-Джордж (Ватерлоо) завезена часовня из лиственниц Якутии, готовится специальная взлетная полоса. В апреле мы планируем провести на Северном полюсе экскурсию для ветеранов-полярников. В планах - беспосадочный перелет из России в Антарктиду. Так что в новом году есть, чем заняться.