Интервью с заслуженным артистом России Зауром Тутовым

   
   

Его репертуар - от оперных арий до русских, неаполитанских и адыгских песен. Про эстраду и говорить не приходится: «Вечную весну» в его исполнении («три месяца лето, три месяца осень») публика и сейчас встречает овациями. Он называет песню своей «визитной карточкой» и завершает ею каждый концерт. Не любит говорить о личной жизни. При всей своей славе он - прекрасный семьянин, любящий отец. Лишнюю репетицию с оркестром предпочитает любым интервью с журналистами. Однако для «АиФ-Адыгея» народный артист России Заур Тутов сделал исключение и дал интервью сразу по приезде в Майкоп.

- У каждого времени своя мода. Сейчас говорят «звезда» в адрес многих: от талантливых до совершенно бесталанных людей. Хотя, звезды - небесные светила. Лично я считаю, что крайне самонадеянно называть себя «небожителем». Люблю оставаться самим собой. Не из тех, кто слепо следует моде. Для меня модно то, что вечно и прекрасно, вне зависимости от времени: песня, холст, стихотворение, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» «золотой» голос Кавказа Заур Тутов.

Шоу вместо искусства

- Заур Нажидович, вы сразу по приезде начали репетицию с оркестром русских народных инструментов Адыгеи «Русская удаль». Откуда столько энергии?

- А я отдыхаю на сцене! Мне в радость моя профессия. Многие ли могут сегодня сказать о себе то же самое? Работают ради денег, готовы на все ради славы и карьеры. О понятии «призвание» как-то позабыли... Я точно знаю, что в свое время сделал правильный выбор, и мое место - именно на сцене. Еще будучи подростком любил петь. Однако планы на будущее были совсем другими: как вариант - это и профессия врача. Наверное, потому что в то время у меня сильно болела мама. А потом школьный учитель пения сказал, что у меня есть способности и надо учиться дальше. Так я приехал из Баксана в Нальчик и поступил в музыкальное училище.

- Сегодня очень много нареканий в сторону российского шоу-бизнеса. Чего не хватает нашим шоуменам?

- О проблемах шоуменов говорить не могу. Скажу одно: в современном российском шоу-бизнесе не стоит искать серьезного искусства. Есть какие-то единичные идеи, проекты, направления. То есть внешние атрибуты развлекательной индустрии присутствуют. Но настоящего искусства, где есть музыка, сердце, настоящая поэзия, певческая культура и высокая техника исполнения, на эстраде давно не найти. Во всяком случае, не стоит его искать в шоу-бизнесе. Хотя очень много талантливых людей среди академических исполнителей. Еще живет и российская классическая певческая школа. Много серьезных камерных певцов. Куда подевались эстрадные таланты, сказать не могу. Конечно, они есть. Думаю, их просто не пускают на эстраду - «неформат». Не вписываются думающие люди в рамки незамысловатых песенок.

   
   

«В живую» не поем?

- Поэтому Вы сказали, что символ певческой эпохи в России - Муслим Магомаев?

- Начнем с того, что песенная эпоха в России была богата на талантливую музыку. Такие певцы, как Муслим Магомедович, рождаются раз в эпоху. Певцов с правильными голосами, которые поют в оперных театрах мира, в России, много. Но не все имеют ту гармонию, которая была у Магомаева: тончайшая музыкальная душа, уникальный тембр голоса, широчайший диапазон. Он так виртуозно работал в разных стилях, никогда не замыкался в узких этнических рамках. 15 сентября этого года я был на открытии памятника Магомаеву в центре Москвы. Чуть раньше открыли памятник в Баку. А сегодня многие шарлатаны, благодаря высокотехнологическим разработкам, «пудрят» слушателю мозги. «Живой» звук на сцене - редкость.

Крайности - не выход

- Весной 2006 года на вас напали националисты. Как это произошло и с чем, по вашему мнению, связано?

- Вообще русской природе фашизм не присущ. Сегодня у нас другая крайность - националистический настрой, навязанный нам в последние 20 лет СМИ и некоторыми политиками, религиозными деятелями, преподносится как проявление патриотизма. Идет нечистоплотная торговля понятиями «свой-чужой», вседозволенность. Результат на лицо. В том числе, и северо-кавказская молодежь. Мы столетиями жили в гармонии, согласии. Пора призвать на помощь мудрость, которой всегда славился Кавказ. Учить детей уважению всех народов своей страны. И помнить: свобода, доведенная до абсурда, - это хаос. Настоящая свобода требует ответственности.

- Вы за цензуру?

- Нет! Но уж если брань, грязь и пошлость стали «развлекаловкой» для миллионов, я - за возрождение в культуре худсоветов! Надо поднимать «вкусовой» уровень исполнительского и зрительского мастерства. Да и политикам стоит задуматься: важные для страны дебаты напоминают развлекательные программы.

- Вы 3,5 года были министром культуры и СМИ Кабардино-Балкарии, затем - заместителем постоянного представителя КБР при Президенте РФ. Не жалко было сменить сцену на кресло чиновника?

- Я долго думал, прежде чем принять предложение. Но даже в должности министра я не оставлял сцену. Хотя на этом посту смог многое сделать: заново отстроен Зеленый театр в Нальчике, построены новые ДК в Хасанье, Кенже, Кубе. Отремонтированы музей Кайсына Кулиева, республиканская юношеская библиотека им. К.Мечиева, репетиционные базы ансамблей «Кабардинка», «Балкария», Балкарского и Музыкального театров. Нами был организован спутниковый телепорт, подготовлена проектно-сметная документация по 3-м основным объектам Нальчика: Нацмузею, Дворцу-курорту и реконструкции Музыкального театра. Но когда я выполнил программу-минимум, решил вернуться к творчеству, семье, которая жила в Москве. К тому же, записи и концерты занимают много времени. Сейчас преподаю в Московском государственном университете культуры и искусства, заведую кафедрой эстрадного и джазового пения.

- Сегодня на юге России много пишут и говорят о трагедии Кавказской войны XIX века. Что вы думаете по этому поводу?

- Надо помнить, знать и чтить непростую историю своего народа. Но, скажите, разве не было трагедий в истории других наций? Да, трагедия адыгского народа не имеет прецедентов. Но это не дает основания нам жить только прошлым. Надо уметь переворачивать страницы истории. Говорить о ней без истерии. Не делать из истории фетиш, а извлекать уроки. Адыги сегодня могут прославить себя, как этнос, в культуре, образовании, спорте. В этих направлениях нужно работать, не покладая рук. Вспоминая о войне, думать о мире. Только стабильная, созидающая Россия может дать своим гражданам шанс на достойную жизнь.


Досье

Заур Тутов родился в г. Баксан Кабардино-Балкарии в 1951 году. В 1970 г. закончил Нальчикское музучилище. В 1971г. призван в армию, службу прошел на Сахалине. 1973-1976 гг. - работа в филармонии Нальчика, с 1976г. - солист Рсконцерта (Москва). В 1986 г. закончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и начал концертную деятельность. Народный артист Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи.

Смотрите также: